Все новости

Артистическое фехтование: состояние на сегодняшний день и перспективы развития, тенденции и направления развития в России и мире.




ДОКЛАДЫ

 

А.Д. Мовшович

первый вице-президент Федерации артистического фехтования,

доктор педагогических наук, профессор

 

АРТИСТИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ:

СОСТОЯНИЕ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ И В МИРЕ.

Дорогие коллеги, друзья, я надеюсь, вас можно так называть, потому что мы все делаем с вами одно общее, очень важное дело. Мы развиваем альтернативный вид классического фехтования, мы развиваем артистическое фехтование. О нем можно говорить много, сегодня я не буду формулировать, что это такое, потому что для этого у нас будет еще практическая часть. Но с самого начала я бы хотел сердечно поблагодарить организаторов данной конференции. В первую очередь, Егорова Александра Анатольевича за большую и полезную работу.

Уважаемые коллеги, давайте немного пообщаемся на тему о том, каких предварительных итогов мы достигли. Фактически, межрегиональной Федерация фехтования сегодня нет и двух лет.  Мы совсем недавно только зарегистрировались и развиваемся и работаем благодаря энтузиазму людей, которые в целом сидят в президиуме и частично в этом же зале. Так бывает всегда, это первые шаги, но, все равно, я убежден, через десять лет, если встретимся, то увидим, насколько мы выросли. Да, мы уже полноправные участники соревнований, включая международные.  Да, у нас есть уже успехи, и успехи достаточно серьезные, а на Чемпионате мира, мы завоевали три золотые медали, одну серебряную, и одну бронзовую. Нас признали, нас уже боятся, и боятся очень серьезно за границей, потому что видят, насколько сильна Россия в спортивном плане артистического фехтования. Доказывать это уже не надо, если вы вспомните результаты турнира, который прошел в сентябре в Германии, в Берлине, то там все ясно, по сути, все первые места, за исключением, может быть, одного-двух – за нами.

Конечно, нам надо продолжать укреплять связи с Международной Академией оружия. У нас с ними много противоречий, я не буду сейчас о них говорить, но эти противоречия надо преодолевать и сглаживать. К сожалению,  те люди, что находятся у руля Международной Академии фехтования, порой не способны понять и наметить ориентиры развития арт-фехтования. Но все равно, будем сотрудничать. Да, не получилось у нас революции, которую мы планировали в прошлом году, из-за кризиса. Я хотел сюда пригласить  представителей из 10 ведущих стран, в которых развивается арт-фехтование и обсудить вопрос о том, чтобы создать Международную федерацию арт-фехтования. К сожалению, это не получилось, но  планы не отменяются.

Как нам надо развиваться здесь, в стране. В первую очередь, мы должны стать не межрегиональной федерацией артистического фехтования, а Всероссийской. Для этого нам надо активно развивать арт-фехтование в регионах, и создавать там региональные отделения Федерации артистического фехтования. Я вижу здесь представителей Челябинска, Башкирии. Поактивнее, ребята, потому что от нашей активности зависит и вектор продвижения вперед, насколько он будет прямым, насколько он будет быстрым. Надо вступать в федерацию межрегиональную, и со временем мы станем Российской. Все, кто хочет это сделать, обратитесь, пожалуйста, к Евгению Зыкову, вы его прекрасно знаете, видите в президиуме, он у нас отвечает за это направление. 

Мало мы еще делаем  для развития арт-фехтование через средства массовой информации. Нет, к нам в Эспаду едва ли не очередь из студий, но, тем не менее, передача прошла и все забылось. Пока, к сожалению, мы еще не настолько заметны, не настолько популярны, хотя Интернет – это вещь хорошая, и многие туда заходят и смотрят, но пока еще мы далеко не достигли тех масштабов, которых хотелось бы. На радио, на телевидении, везде, где только можно, мы пытаемся выступать с задачей только одной -  добиться популярности. Еще очень важный момент - нас практически не знают в спортивных государственных структурах, за исключением, пожалуй, Коломны. Усилиями Александра Анатольевича уже есть первые кандидаты в мастера спорта и спорткомитет, и ребята, которые занимаются арт-фехтованием, работают в тесном контакте. 

Я вам скажу честно, когда в прошлом году возникла необходимость уже организовать классификационные билеты и присвоить звания нашим ребятам из Эспады, мы не встретили понимания в Московском спорткомитете. Они даже не знали, что такое есть, то есть очень медленно все это вращается в государственных структурах. Но в Москве уже дело сдвинулось, и в Единой Всероссийской Классификации мы есть. Но, если вы увидите, что там написано, вы поймете, что пока, к сожалению, чемпион мира у нас не может стать мастером спорта. С одной стороны, это правильно, потому что там сидят осторожные люди, которые говорят «постойте, да мы еще не знаем, какой уровень у вас на чемпионате мира, вы еще пока немножко здесь посовершенствуйтесь, а тогда уже мы посмотрим». Я думаю, что к тому времени, когда встанет вопрос об обновлении классификации, а она обновляется каждые четыре года, мы уже включим туда такой пункт, чемпион мира  - это мастер спорта. Во всех видах спорта, которые давно уже на арене, естественно, чемпион мира – это заслуженный мастер спорта, но нам еще на самом деле рано, вы это поймете.

Очень важно заниматься повышением культуры в понимании артистического фехтования. И для этого существует несколько путей. В первую очередь необходимо создать стабильный и постоянный судейский корпус, потому что без такового мы не снискаем доверия у спортсменов и у зрителей. Спортсмены, выходя на соревнования, должны знать, что судьи квалифицированны, они их оценивают честно и беспристрастно. Помимо этого, мы должны воспитывать и зрителя. Вы знаете, прошел чемпионат страны по арт-фехтованию в ноябре прошлого года, я захожу в Интернет и, честно говоря, настроение падает. Да, Интернет великая вещь, но хорошо бы еще, чтобы те, кто в Интернете пытается оставить  свой след хотя бы минимально уважали бы, и себя, и тех, кто читает то, что они там пишут. Потому что иначе как воинствующий дилетантизм это не назовешь. Человек не понимает, что такое защита в фехтовании, называет защиту блоком (видимо, карате занимался) и с резкой критикой набрасывается на судей, на тех, кто обслуживал эти соревнования. Ну, нельзя так, судьи у нас еще молодые. Конечно, существуют ошибки.  Я вам скажу больше, классическое фехтование как вид спорта существует больше ста лет, в первых Олимпийских играх в фехтовании уже участвовали спортсмены, и есть победители и чемпионы. И до сих пор есть ошибки судейские, до сих пор совершенствуют процесс судейства. И, тем не менее, скандалы и протесты можно встретить сплошь и рядом. А что же говорить про нас, где действия совсем не так оцениваются, как в поединке классических фехтовальщиков. Поэтому, конечно, нам надо думать о том, чтобы и зритель понимал, насколько сложно давать судейскую оценку действиям спортсменов, и чтобы спортсмены это понимали, ну и судьи, конечно, ощущали свою ответственность.

Еще очень важно, развивая артистическое фехтование, думать не только о его художественной части, но и  технической стороне, имею в виду владение оружием.  Артистическое фехтование состоит из двух слов. И я понимаю что артистизм, выразительность  очень важны. Но, поскольку есть слово фехтование,  мы должны думать о том, чтобы те люди, которые выступают на сцене, владели оружием достаточно хорошо. А та часть жюри, которая относится к спортивному, должна это понимать, и должна четко судить. И, самое главное, не поддаваться обаянию артистизма того, кто прекрасно выглядит как артист, но практически не фехтует.


Фото Видео Библиотека Гостевая книга