Все новости

Доклад А.Д. Мовшович




ДОКЛАДЫ

 

А.Д. Мовшович

первый вице-президент Федерации артистического фехтования,

доктор педагогических наук, профессор

 

АРТИСТИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ: ПУТИ И ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ.

Уважаемые коллеги, соратники. Прежде всего, я бы хотел выразить свое восхищение той организационной работой, которая проведена для того, чтобы мы с амии здесь встретились. Я уже не первый год здесь и не перестаю восхищаться. Это хороший симптом.

Итак, спасибо господину Егорову Александру Анатольевичу за то, что он проявляет столько желания нас объединить, собрать нас всех и обсудить самые наболевшие вопросы, относящиеся к нашему делу – артистическому фехтованию.

А сейчас я очень коротко постараюсь затронуть то главное, что имеет прямое отношение к развитию артистического фехтования.

Первое, о чем я хотел бы сказать, и что является ключевой задачей работы нашей Федерации – это все-таки скорейшее превращение межрегиональной Федерации артистического фехтования во Всероссийскую. В этом направлении ведется работа достаточно интенсивная. Но, тем не менее, для того, чтобы стать Всероссийской Федерацией, нам надо иметь представительство не меньше половины субъектов Федерации в нашей организации. К сожалению, пока этого нет. Но, тем не менее, я надеюсь, что в ближайшие пару лет мы добьемся этого. Есть желающие заниматься во многих городах. Вот, например, на чемпионате России подходила женщина из Нижнего Новгорода, которая тоже хочет включиться в наш процесс. И я думаю, что еще во многих городах люди просто не нашли в себе импульса обратиться к нам и присоединиться. Я знаю и уверен, что есть города, в которых развивается артистическое фехтование, но пока эти люди живут и работают обособленно, в пределах своей области. Ну, я думаю, все-таки мы это сделаем.

Что мы для этого делаем? Ну, естественно, мы очень много работаем в плане продвижения артистического фехтования  в средствах массовой информации. В частности у нас в этом году и в прошлом было достаточно много публикаций в этом плане, и спасибо за это Маше Вязовой, которая взяла на себя нелегкий труд продвижения арт-фехтования в стране. Она очень много делает для этого и ее заслуга заключается не только в том, что есть публикации об арт-фехтовании. Например «Эспада» несколько раз в год организовывает всевозможные выступления, в основном, в летний период, с привлечением любых людей, даже тех, кто просто проходит мимо. Это называется интерактивом, кажется, ну не важно. Лично я видел несколько таких выступлений, и я вам скажу, то очень многим это нравится. Дело в том, что арт-фехтование само по себе несет импульс романтики. И многие соскучились по этой романтике, по этому рыцарству, по рыцарскому отношению  к женщинам, друг к другу и так далее. А на сцене это все воплощается в движение, в действие. На чемпионате России все кто были, видели - зал переполнен. Я думаю, мы на правильном пути, мы будем это дальше делать. Хочу сообщить, что уже наметился точно срок, когда мы начнем работать над учебником по артистическому фехтованию, поскольку есть даже фактический заказчик. Это Калашников Андрей Олегович, который нам помогает во всем, в продвижении арт-фехтования. Я думаю, в ближайшее время мы соберем авторскую группу и я думаю в течении года мы этот учебник сделаем. Это будет достаточно правильная вещь, поскольку книга по сценическому фехтованию хороша сама по себе, но сценическое фехтование – это не арт-фехтование. Я имею в виду, что арт-фехтование - это спорт. Поэтому там будет все рассказываться в преломлении спортивной деятельности, относящейся к артистическому фехтованию. Главное - что там очень хорошо будет очень хорошо показан раздел техники, поскольку это болевая точка, если иметь в виду реакцию многих выступающих участников соревнований на оценки судейские.

Я знаю, я видел, после Чемпионата России, да и после любых соревнований, всегда можно встретить отдельных участников, которые недовольны решением судейства. Ну что я на этот счет могу сказать?

Во-первых, конечно, у нас еще судейский корпус не  стабилизирован, хотя есть уже отдельные участники, отдельные арбитры, которые много раз судили. Чем больше арбитры будут судить, чем больше практики они получат, тем меньше судейских ошибок будет. Но ведь недовольные бывают не только потому, что действительно имела место судебная ошибка. Чаще всего это случается от того, что проигравшие не понимают, в чем они ошиблись, где есть слабые места в технике. Так вот, я полагаю, что надо нам почаще проводить семинары.

Во-вторых, в учебнике это будет все достаточно хорошо и детально описано. Но в принципе, давайте все-таки ориентироваться на то, что если идет представление по артистическому фехтованию, если мы видим поединок, то техника спортсменов, владеющих оружием должна соответствовать определенным требованиям. Это не просто должны быть движения, эти движения должны отвечать тем требованиям пространства – времени, которое необходимо для того, чтобы выполнить какое-то действие. Техника описана, она есть в учебниках. Давайте ориентироваться на эту технику, потому что иначе мы не увидим ни правдоподобия, ни реальных нормальных движений. А бутафорские движения могут иметь место, но только если мы наблюдаем комический бой, а не обычный. Если в этом плане есть сомнения какие-то или желание обсудить, у нас будет время, давайте хоть сегодня вечером, когда будет мастер-класс. Давайте мы это обсудим.

Нам надо положить конец непониманию со стороны отдельных участников основ техники фехтования. Отсюда происходят и все проблемы. Чем меньше у нас будет разногласия в этом плане, тем лучше.

И последнее, о чем я хотел сказать. Летом, в августе,  в начале состоялся конгресс международной академии оружия, на котором участвовали мы от Москвы, от России. Там был я, там был Александр Анатольевич, там была Ира Большакова. И на этом конгрессе, который собирается приблизительно раз в 2 года, обсуждают не только вопросы артистического фехтования. Он, кстати, проводился в тот момент, когда Международная Академия Оружия проводила Мировой Чемпионат среди тренеров по фехтованию. Мы его посмотрели немножко. На конгрессе обсуждалась масса вопросов, и один из вопросов был арт-фехтование. Так вот, вы уже наверно в курсе дела, что там было голосование и большинством голосов определили город будущего Чемпионата Мира по артфехтованию - Лиссабон. Или это будет пригород Лиссабона, я точно не знаю. Но, что делать? Раз так, так - так. Я надеюсь, мы там будем участниками.

Сейчас самое главное - это стабилизировать понимание содержания артистического фехтования не только в России, но и в Мире, потому что тут тоже нет единства. И определиться, наконец с технологией судейства Чемпионатов Мира, потому что, как я докладывал вам в прошлом году, то, что мы видели в Сан-Марино, не выдерживает никакой критики. И я думаю, что в Лиссабоне будет лучше, потому что организатор португалец Рок, который, по сути дела, является нашим союзником в плане продвижения арт-фехтования, как вида спорта. И я думаю, он сделает много, я,  по крайней мере, на это надеюсь. Но есть отдельные представители государств, национальных академий фехтования, которые имеют несколько иную точку зрения. На наш взгляд - резко ошибочную, поскольку они предполагают, что технику оценивать надо такую, которая была 5 веков назад, как будто они ее знают. А если они ее хотят освоить, то они пытаются это сделать по  гравюрам и картинкам, а это тоже, простите, практически невозможно.

Единственный путь, правильный путь, который предлагаем мы, наша страна, это учитывать ту технику, которую мы знаем хорошо, а это техника фехтования нынешняя. Она, уверяю вас, недалеко ушла от средневековой. Может быть, чуть-чуть трансформировалась в связи с некоторой легкостью оружия в спорте. Но она как была, такой и осталась. Четвертая защита, шестая защита, вторая и первая и так далее. Как они как были, так и остались. И действие на оружие, и уклонение, и переводы, и прочее, прочее… Это все, как было, так и есть. И вряд ли кто-нибудь найдется, кто смог бы меня убедить в обратном. Но мы пока пытаемся доказать это некоторым товарищам из Италии, других стран. Я надеюсь, мы все-таки сумеем их убедить.

Я заканчиваю, и поэтому хочу выразить надежду, что все-таки мы на правильном пути и мы добьемся того, что артистическое фехтование, в конце концов, станет таким видом спортивной деятельности, на который уже с интересом посмотрят государственные спортивные организации. Спасибо. 


Фото Видео Библиотека Гостевая книга