Все новости

Его величество меч

Оружие и душа воина.

За тысячелетия своей эволюции homo sapiens изобрели великое множество орудий и приспособлений для уничтожения себе подобных, огромное разнообразие оружия - от первого поднятого камня до баллистической ракеты. История оружия едва ли менее древняя, чем история самого человечества. Но среди всех орудий войны есть одно совершенно уникальное, в чем то обобщающее, включающее в себя, символизирующие собой все остальные. Это оружие - меч.

Меч уникален. Уникален он, прежде всего, своим предназначением. Почти все известные виды оружия на самом деле предметы глубоко гражданские, изначально созданные для охоты, земледелия, ремесла. В военных же целях применяются только их модификации, так называемые, “боевые” варианты: боевой топор, боевой лук, боевые ракеты, корабли, самолёты. Но вот выражение “боевой меч” начисто лишено смысла. Меч может быть только боевым.

Видов такого “истинного” оружия - единицы, рождение каждого - веха в истории человечества. Но и в отличие от них меч не просто олицетворяет собой эпоху холодного оружия, как, скажем, револьвер - американскую демократию. Меч - это нечто большее, меч - это символ войны. Но, не той войны, что рушит дома и идеалы, калечит  тела и души - такую войну чаще всего обозначают крестами, гробами и черепами. Меч - это символ “доброй силы”, символ воинского подвига, чести, доблести, всего того лучшего, что пробуждается в человеческой душе в минуты боя, перед лицом смертельной опасности. Меч - символ воинства. Трудно найти другой такой предмет, оружие, которое столь часто использовалось бы в геральдике и символике воинских организаций, от древних рыцарских родов до силовых структур и специальных подразделений наших дней.

Кроме того, меч священен. Древние клинки испещрены магическими знаками, заклинаниями и молитвами, в рукояти вложены святые мощи и магические кристаллы. Меч это грозный оберёг, отгоняющий нечистую силу. Мечу служат и поклоняются. Мечом приветствуют рождение, посвящают в воинство, с мечом провожают павших. Меч сопровождает воина и в этом и в ином мире. Он - дороже всех богатств, ближе чем друг. Недаром воины древности давали своим клинкам собственные имена. Меч это ещё и одно из самых законченных, совершенных творений человечества. Меч - сама гармония. И как всякое гармоничное творение он уже больше чем предмет с узким набором функций, больше чем просто орудие битвы, он -  произведение искусства, средство постижения Истины. В упражнениях с мечом, не просто отрабатываются какие то приёмы и навыки, не только наращивается сила и подвижность тела,  в общении с ним совершенствуется душа человека, оттачиваются грани характера, открываются вечные и незыблемые законы, становятся близкими и понятными мировоззрение, культура,  национальный дух народа его создавшего.

Возьмите в руки древнерусский меч. В нём нет ни изощрённой хищности Востока, ни громоздкой помпезности Запада. Он прост и надёжен, прям как Правда и несгибаем, как русский характер. Обнимите рукоять, рукой, сердцем ощутите скрытую в нём мощь, былинную силу. Слейтесь с ним душой и, через века, вы почувствуете свою причастность славе предков, обретёте их мудрость и силу. Отвлеченные понятия народа, Родины, Мира обретут для вас вполне реальный жизненный смысл.


Зеркало эпох.

Эволюцию меча на Руси можно условно разграничить на три периода: до IX века, IX-XI и XI-XIV века. Они определяются соответствующими переломными этапами в жизни народа, изменениями условий его существования, технического развития, общественного устройства. Каждый из этих этапов имеет своё неповторимое лицо, свою внутреннюю сущность, которые очень точно отразились в воинской культуре, конструкции оружия, особенно, такого сакрального оружия как меч.

Наиболее древний славянский меч принадлежит к тому периоду, когда славяне, русы развивались относительно самостоятельно и изолированно. Огромные степные пространства, непроходимые леса и болота до поры хранили их от планомерной экспансии империй Востока и Запада, от нашествия регулярных армий могущественных и воинственных соседей. На славянские земли добираются лишь летучие отряды разведчиков да разбойничьи шайки степняков и викингов, а им наши предки умели противостоять.

“Они селятся в лесах, у неудобных рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей... Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью, изобретая много разнообразных способов”.

Это - “разведданные” из “Стратегикона” византийского императора Маврикия, видимо не раз пробовавшего на зубок “славянского пирога”.

Славянский меч этого периода относительно короткий - “полтора локтя, считая с рукоятью”, и тяжёлый - до двух с половиной килограмм. Клинок широкий, мощный, обоюдоострый, прямой или слегка суживающийся к острию, в сечении ромбовидный, часто без дола, заточенный как для рубяще-режущих, так и для колющих ударов. Рукоять простая, цельная или двух-трёх элементная, перекрестье и яблоко небольшие, с плавными очертаниями. Зачастую клинки ковались заодно с рукоятью из одного куска металла, а черен для удобства захвата просто оплетался кожаным ремнём. Своей формой, конструкцией, технологией изготовления такой меч во многом повторяет мечи индоевропейских народов эпохи бронзы. Это, можно сказать, идеальное оружие для пешего боя вне строя, в ограниченном пространстве. Практически без изменений, лишь немного уменьшенная и облегченная, эта конструкция состояла на вооружении русской армии (в основном сапёрных частей) вплоть до XX века, а отдельные образцы встречаются и по сей день. Именно такие мечи чаще всего можно увидеть на иллюстрациях к былинам и сказкам, на различных эмблемах и гербах.

К IX веку относительной изоляции славянских племён приходит конец. Развитие техники передвижений, в основном судоходства, усиливающиеся притязания соседей, вынуждают Русь к объединению, созданию регулярной армии. Это эпоха русско-византийских войн, эпоха массовых сражений. В бой вводятся уже не малые летучие отряды, а многочисленные построения тяжеловооружённых воинов. Развивается и техника военного дела. Входит в широкое употребление металлический доспех, в основном кольчужный, развитие метательных орудий влечёт появление тяжёлого щита. Открывается новый этап извечного противостояния оружия и доспеха.

Соответственно изменяется и меч. Мечи этой эпохи по общепринятой классификации известны как каролингские. Более длинные (около 1 м), широкие (до 6 - 6,5 см), они приобретают мощную, тяжёлую рукоять. Широкое перекрестье, массивное яблоко, при относительно коротком (8 - 9 см) черене, надёжно фиксируют, разгружают и защищают кисть руки, а также позволяют наносить ими в бою тяжёлые дробящие удары. Такой меч незаменим для работы из-за щита, в тесноте массовых пеших сражений, длившихся иногда с восхода и до заката. Клинки каролингских мечей отличаются высоким качеством, сложной технологией изготовления. Повсеместно используются наварные лезвия, булатная сталь.

Любопытно, что острие каролингского меча сильно притуплено, на основании чего многие современные историки, писатели и даже специалисты-оружейники делают вывод о его предназначении в основном для рубящих ударов, колющие-де просто не наносились. Такой вывод крайне сомнителен уже потому, что любой воин в здравом уме вряд ли пойдёт на, ничем не оправданное, ограничение боевых качеств и возможностей своего оружия. Меч гармоничен и любое изменение в конструкции должно быть оправдано. Простой здравый смысл, а также проведённые эксперименты показывают, что наиболее распространённый в то время кольчужный доспех, при колющем ударе таким “затупленным” мечом пробивается значительно легче, чем острым. Сказывается эффект долота - кольцо проще перерубить поперёк, чем разорвать. Предки конечно не имели столь развитой технической базы и мощной теоретической подготовки, как современные специалисты, но и глупцами они отнюдь не были.

Период, начиная с XI века, характеризуется нашествием на Русь многочисленных конных армад: кочевники, татаро-монголы, европейские рыцари. Бурно развивается конница и на Руси. Это сразу открывает возможность использования более тяжелого и прочного защитного снаряжения. Входят в широкое употребление дощатые, ламеллярные панцири, зерцала, юшманы, колонтари. Относительная свобода пространства  конного боя, но в то же время ограниченность перемещений и поворотов посадкой в седле предъявляют к мечу всадника совершенно новые требования. Клинок становится длинным и узким, вновь заостряется для пробивания плотных и сплошных доспехов, для нанесения точных колющих ударов в места их сочленения. Удлиняется и рукоять. Широко используются мечи для захвата “в полторы руки”. В бою такой меч постоянно переходит из одной руки в другую, что позволяет всаднику рубить по обе стороны лошади, а наиболее тяжелые, решающие удары наносить двумя руками. Техника работы мечом “в полторы руки” достаточно сложна, но в то же время эффективна и универсальна. Такой меч в руках умелого бойца годится и для конного, и для пешего, и для смешанного боя. Двуручные же мечи на Руси широкого распространения не получили, вероятно, ввиду их полной непригодности в сражениях с лёгкой степной кавалерией.

Дальнейшее развитие военной техники, появление в XIV-XV веках огнестрельного оружия свело на нет защитные свойства тяжёлых доспехов, а вместе с их упразднением отпала необходимость и в тяжёлом ручном оружии. Меч как главное оружие битвы уходит в прошлое. Его место занимают более лёгкие и простые виды вооружения: палаши, сабли, шпаги и шашки. Однолезвийное оружие не требует от бойца такой филигранной техники, мастерства, как обоюдоострое, да это уже и не нужно. В эпоху грандиозных сражений, массовых баталий, индивидуальное мастерство бойца мало что значит. Воинское искусство переходит на уровень стратегии, становится достоянием полководцев.

Может быть, когда-то, как предсказывают фантасты, замкнётся очередной виток спирали развития и супердоспехи, бронежилеты, шлемы, сведут к нулю всю эффективность огнестрельного оружия. Вот тогда-то на арену битвы вновь выйдет Его Величество Меч. Пока же меч возрождается из небытия как спортивно-тренировочное оружие, орудие духовного и физического развития современного человека и в этом качестве ему равных мало.


Товарищ светлый и холодный.

Среди всего многообразия оружия для исторического фехтования меч занимает совершенно особое место. Меч - оружие универсальное, техника работы с ним сложна и разнообразна. Она как бы включает в себя приёмы и навыки обращения со всеми другими видами оружия. Наверное, не будет преувеличением сказать, что овладевая мечом, овладеваешь сразу всеми основами фехтования и основными принципами рукопашного боя вообще, разумеется в рамках конкретной воинской культуры.

В русской воинской культуре используются в основном три типа мечей: древнеславянский, каролингский и романский. Каждый из них имеет своё отдельное предназначение. Работа с ними имеет свои тонкости и особенности.

Древнеславянский меч создавался в эпоху бронзы и мягкого железа, при почти полном отсутствия доспеха и защитного снаряжения. В те времена слабое развитие технических средств боя компенсировалось личными качествами бойца, совершенством его души и тела. В плане исторического фехтования это наиболее сложное и интересное оружие, допускающее применение самой филигранной, изощрённой техники боя. Он же наиболее удобен для работы двумя мечами одновременно. Это - оружие подготовленного бойца, которому, как и нашим далёким предкам не надо объяснять законы свободного движения и основы гармонии боя.

Королингский меч - мощное оружие времён тяжёлых щитов и доспехов, эпохи длительных переходов и многочасовых пеших сражений. Он наиболее интересен в плане атлетической подготовки бойца, работа с ним требует развитой физической силы и выносливости. Используется каролингский меч в основном в комплекте со щитом - круглым или миндалевидным, значительно реже - в паре с другим мечом, или иным оружием. Этот меч - идеальное оружие для сражения в строю, в тесноте битвы.

Романский меч с рукоятью “в полторы руки” предназначен в основном для конного боя, но вполне пригоден и в пешем сражении. В работе с ним участвуют обе руки, как попеременно, так и одновременно. При соответствующей подготовке бойца, в комплекте с лёгким кольчужным доспехом и кованными наручами обеспечивает в бою и атакующую мощь, и надёжную защиту, и свободу перемещений. Это - универсальное оружие индивидуального бойца, дружинника-профессионала. Это и наиболее универсальное и “послушное” оружие в историческом фехтовании. Техника работы с ним включает широкий и разнообразный арсенал приёмов, обеспечивает большой объём движения, равномерно распределённый на обе руки. В то же время, она достаточно проста в освоении и доступна большинству занимающихся. Возможность захвата рукояти двумя руками позволяет легко направлять и контролировать оружие в поединке, а тяжесть и длина клинка помогают избежать ошибок в овладении общей формой движения. Применительно к русской воинской культуре, можно сказать, что мечи такого типа - идеальное оружие для начального обучения и отработки основных двигательных навыков в историческом фехтовании.

Следует учесть, что и внутри этой, достаточно условной, классификации, имеется широкое разнообразие мечей каждого из вышеназванных типов. Наравне со сравнительно стандартными мечами ополченцев-ратников, выдаваемых из княжеских арсеналов лишь на время военных действий, в большом количестве встречаются мечи воинов-профессионалов, различающиеся между собой так же, как физические данные, характеры, души и судьбы их владельцев.

В занятиях историческим фехтованием можно использовать самые различные типы и конструкции мечей. Будут ли это точные копии сохранившихся образцов или просто модели им соответствующие - не так важно. Важно лишь, чтобы технические характеристики избранного оружия и заключённая в нём внутренняя сущность  соответствовали физическим данным  и душевным качествам воина.

На первых порах, для упражнений без партнёра, для освоения общей формы движений, можно вообще обойтись без серьёзного боевого оружия, а использовать простейшие имитации меча, выполненные без оглядки на историческую достоверность и особую прочность. Важно лишь выдержать вес и основные пропорции оружия.

Клинок изготавливается из стали или материала, близкого ей по удельному весу. Он может быть любого плоского сечения (ромб, линза, прямоугольник, овал и пр.). Круглое и квадратное сечения исключаются - они не дают при работе столь необходимого “чувства лезвия”. Наличие “дола” не обязательно. Длина полосы подбирается таким образом, чтобы острие меча, удерживаемого боевым хватом в полностью опущенной руке, находилось над самой поверхностью земли, не касаясь её.  Этим обеспечивается свободное прохождение клинка над землёй при размашистых  вертикальных ударах. Ширина полосы - 4 - 6 см, толщина - до 8 мм. Клинок может быть прямым или слегка суживающимся к острию, конец заострённый или скруглённый, в зависимости от выбранного типа оружия.

Рукоять либо изготавливается заодно с клинком из одной заготовки,  либо монтируется на черен, являющийся продолжением клинка. Перекрестье прямое или слегка изогнутое в сторону лезвия, шириной 8 - 16 см. Длина самой рукояти: 9 см для одноручного меча, 12 - 15 см для меча “в полторы руки”. Яблоко - любой обтекаемой формы от простого шара или диска до сложных трёх-пятичастных наверший древних каролингских мечей. Навершия и перекрестия выполняются также металлическими, из стали или более лёгких в обработке меди, бронзы, латуни. Собственно рукоять делается накладной или наборной, лучше из кожи, кости, дерева, но годятся и различные виды пластмасс. Форма - цилиндрическая, овальная, веретёнообразная - на ваш вкус. Иногда черен рукояти просто оборачивается кожаным ремешком или пеньковым шнуром.

Особое значение имеет вес и баланс оружия. Подбор этих параметров - дело сугубо индивидуальное, полностью зависящее от физических данных и технической подготовки бойца. В общем случае центр тяжести меча должен находится на продольной оси клинка, на расстоянии 5 - 15 см от перекрестья (грубо: ширина - длина ладони). В начале обучения, при недостаточном опыте и “чувстве оружия” центр тяжести лучше располагать посередине этого отрезка, в дальнейшем корректируя его положение “под себя”: чем ближе к перекрестью, тем меч легче в управлении, дальше - сильнее удар. Балансировка осуществляется, в основном, подбором материала и размеров навершия. Вдоль своей продольной оси меч должен быть абсолютно симметричен. Общий вес меча может колебаться от 1 до 3 кг.

Такой клинок можно легко изготовить самостоятельно, имея под рукой подходящую металлическую (или, например, текстолитовую) заготовку и минимальные навыки обращения со слесарным инструментом. Можно даже вырезать меч из дерева и соответствующим образом утяжелить и отбалансировать металлическими вставками. Не пожалейте сил на его изготовление, вложите в него частичку своей души и он станет вашим первым проводником в мире исторического фехтования - волшебном мире гармонии и справедливости.

Однако не стоит пытаться применить такое “оружие” для работы с партнёром.

Для парной работы, для тренировочных, показательных и спортивных боёв требуется совершенно иной, можно сказать сверхпрочный клинок. Даже в схватках опытных бойцов оружие подвергается серьёзным ударным нагрузкам, выдержать которые способна только совершенная конструкция из высокопрочного материала. При неправильных же ударах и защитах, при технических ошибках, неизбежных на начальной стадии обучения, развиваются такие динамические нагрузки, что требования к прочности тренировочного меча многократно возрастают, даже в сравнении с реальным боевым. Изготовление такого оружия - работа достаточно сложная и ответственная. Её лучше доверить профессионалам. Последствия применения в контактных боях некачественных самодельных мечей непредсказуемы, вплоть до фатальных. Внезапная поломка оружия в ходе боя может легко повлечь за собой тяжёлые травмы и даже гибель занимающихся.

В центре древнерусских ратоборств и воинской культуры “Святогор” в результате многолетних поисков и экспериментов разработан универсальный тренировочный меч для исторического фехтования, представляющий собой некую обобщённую конструкцию, на базе древнерусского “полуторного” меча, удовлетворяющую основным характеристикам и пропорциям своих древних прототипов. Тренировочный меч выполняется цельнокованым, по оригинальной технологии. Использование высококачественной стали с соответствующей термообработкой обеспечивают ему повышенную надёжность и прочность, долговременную интенсивную эксплуатацию. Он полностью гарантирован от внезапных поломок в ходе боя.

Благодаря своей универсальности, усреднённости, этот меч удобен для бойцов с самыми различными физическими данными, имеются только две основных модификации: для взрослых бойцов и подростково-женский. Он с успехом используется как новичками - для начального обучения, так и опытными бойцами - для интенсивных тренировок, в которых личное, боевое оружие, созданное “по руке” и “по душе”, быстро изнашивается.

В любом случае, вновь изготовленное или приобретённое тренировочное оружие следует испытать, хотя бы просто несколькими ударами максимальной силы по неподвижному жёсткому препятствию. Точка удара должна приблизительно совпадать с центром тяжести меча. Только внимательно осмотрев после этого оружие и не обнаружив явных и скрытых повреждений, микротрещин, можно приступать к парным упражнениям и боям. Такие испытания следует время от времени повторять. Осматривать же меч необходимо перед каждым


Знак гармонии.

Различных школ и направлений исторического фехтования, в том числе и русским оружием, существует на сегодняшний день довольно много. Большинство из них реконструировано на базе техники какого-либо направления рукопашного боя. Такой подход является абсолютно правильным и корректным, так как рукопашный бой без оружия и рукопашный бой с оружием это не просто близкие системы, это - в рамках одной воинской культуры - единое целое.

Предлагаемая система реконструирована автором на общих принципах системы рукопашного боя, известного как “лютый бой”, “Лют”. Основы этой системы были воссозданы по материалам, собраным в г. Коломне, Московской области (см. “Русский стиль” № 1-2, 1995г.). Есть все основания предполагать, что корни этой системы лежат в самой глубокой древности. Формирование её основ датируется по времени появления в районе Коломны первых славянских поселений, а это VI - VII века нашей эры, но эти основы могут быть и более древними. Многие из основополагающих принципов этой системы упоминаются и находят подтверждение в самых разных древнерусских и более поздних источноках, что даёт основание считать их также и общерусскими.

Это, прежде всего, принцип организации системы “от целого к частному”, кстати, прямо противоположный принципам организации восточных систем. Он предполагает изначальное постижение самых основ, сути системы, и только последующее освоение и расширение технической базы.

Такой подход возможен только при соблюдении другого основополагающего принципа системы - общедоступности её основ, их предельной естественности и гармоничности. “Лют” как и большинство систем русского рукопашного боя основан на тех же двигательных, морально-этических, философских принципах, что и повседневный труд, и быт, и вообще жизнь русского человека.

При этом реализуется также принцип всеобщности русской воинской культуры, общедоступности боевых навыков. Во все времена, на Руси воином был любой мужчина, способный держать оружие. Да и не только мужчины - женщины, дети в случае необходимости вставали на защиту своего Отечества. Это - неотъемлемая часть нашей культуры, неопровергаемый принцип существования народа, что бы там не утверждали поклонники кастовых воинских сословий или расплодившиеся прозападные пацифисты.

Отсюда вытекает следующий принцип системы - преимущественно защитная направленность. Всенародно можно только обороняться или “давать сдачи”, агрессия же является делом сугубо государственным, нападение - удел профессионально воинства. Весь исторический опыт показывает, что этот принцип также является неотъемлемой чертой русского характера, “российского менталитета”.

Эти и другие принципы и основы воспринимаются и передаются всей нацией на протяжении многих веков. Такое невозможно осуществить утверждением законов и правил, путем увещеваний и проповедей. Основы гармонии мироустройства постигаются русским человеком на глубоко подсознательном уровне, передаются при помощи своеобразной системы знаков и образов, окружающих его с момента рождения. Этот древнейший, ведический способ передачи информации существовал на Руси всегда, параллельно с “официальными” воспитательными и образовательными структурами. Несмотря на многовековые усилия внешних врагов и внутренних реформаторов, исконные основы национального мировоззрения, жизненного уклада народа продолжают существовать. Их не удалось разрушить ни “огнём и мечом”, ни привлечением “новых богов” и их проповедников. Бог даст, не удастся и сейчас.

В системе “лютого боя” передача и восприятие основ осуществляется при помощи так называемых сакральных знаков. Если буква обозначает собой какую то часть слова, иероглиф - целое слово или понятие, то сакральный знак является выражением одного или целого свода законов мироздания. Информация заключённая в каждом знаке огромна и многогранна. С их помощью можно и найти ключи к тайнам космоса, и разобраться в конкретной бытовой ситуации, и поправить здоровье... Они - выражение гармонии Мира, в них - сама Гармония.   Наиболее общим, основополагающим сакральным символом является, так называемый, “солнечный крест” или “лютик” - в терминологии коломенских мастеровых (см. рисунок). Его изображения можно встретить на древнейших находках и памятниках, на клеймах мечей и в узоре доспехов. Он и сегодня - центральная фигура и основа большинства славянских орнаментов. Это и магический символ и  мощный оберёг. Он как бы заключает в себе, объединяет основные символы мировой гармонии: от восточного “инь - янь” до западных свастик, при этом дополняя и уравновешивая их противоположностями до полного совершенства. Знаний и мудрости, заключённых в нём, хватит на добрый десяток философских трактатов. Его без преувеличения можно назвать всеобщим Знаком Гармонии. Попробуем же взяв в руки меч и отыскав взглядом изображение этого славянского сакрального символа, например, на ближайшем наличнике, собственном свитере, или на нашем рисунке, постичь сразу все законы гармонии, а заодно и основы фехтования русским оружием.

Встаньте прямо, свободно, ноги - чуть шире плеч. Вес равномерно распределён на обе ноги, положение тела - простое и естественное. Русскому рукопашному бою вообще чужды причудливые позиции и экзотические стойки. Меч удерживается свободно в опущенной книзу руке. Ладонь охватывает рукоять самым естественным образом, так же как молоток или кнут. Всякого рода изощрения, обратные захваты - от лукавого. Рукоять следует держать уверенно и мягко - “как птицу”: “сдавить нельзя - задушишь, ослабить тоже - улетит”. Это - общее правило европейского фехтования для любого оружия.

Почуствуйте массивную тяжесть меча. Фехтовать им как еврепейской шпагой или, скажем,  “катаной” - задача неблагодарная. С ним не сделаешь ни длинного выпада, ни молниеносного короткого удара. Не помашешь им и как китайской “бабочкой” - у любого “качка” через пяток минут “руки отвалятся”.

Безусловное преимущество тяжёлого меча - в мощном инерционном ударе, сокрушающем всё на своём пути. Однако такой удар может стать и последним в жизни. В случае промаха затормозить, развернуть, а затем вновь разогнать и послать в удар тяжёлое оружие дело не простое и требует времени. Вряд ли противник предоставит вам такой шанс. Так фехтовать можно только облачившись в сплошные латные доспехи европейского рыцарства, так как активная защита клинком становится очень проблематичной.

Наши же предки своим оружием успешно противостояли и Востоку и Западу. Славянский меч достаточно легко крушил рыцарские доспехи и парировал молниеносные удары сабель кочевников.

Секрет такой универсальности - в “золотой” усреднённости параметров славянского меча и в особенностях присущей ему техники фехтования.  В ней практически отсутствуют отдельные технические действия: приёмы, удары, защиты, а соответственно, нет ни конечных ни стартовых моментов. Оружие непрерывно движется по замкнутым траекториям - гармоническим кривым. Согласно законам физики такой способ движения требует минимальной затраты энергии. Важно только, чтобы траектория движения была предельно гармоничной. Тогда, прилагая минимум усилий, можно и развивать высокую скорость в работе с тяжёлым оружием, и легко им управлять. Простейший пример - маятник. Сдвинуть и тем более поднять тяжёлый груз - задача всегда непростая, куда легче раскачать же его в подвешенном состоянии до нужного расстояния или высоты.

Свободно “подвесьте” меч в опущенной правой руке, слегка качните его вперёд-назад и не прилагая усилий, продолжая движение вскиньте назад - вверх, в замах (рис1.1). Не задерживаясь в этом положении нанесите перед собой справа налево диагональный удар, как бы разрубая воображаемого противника от плеча к бедру “на полы” (рис1.2). Опять же без усилий, продолжая движение и используя инерцию меча вскиньте его в положение замаха к левому плечу (рис 1.3) и сразу же нанесите диагональный удар слева направо (рис 1.4). Образовалась как бы замкнутая кривая, представляющая собой горизонтальную восьмёрку.

Это сам по себе важнейший сакральный символ - знак бесконечности. Без него не обходится ни один славянский орнамент, он сам по себе закончен и гармоничен. Любой ребёнок, впервые взяв в руку игрушечный меч, “рубанёт” именно таким образом - сказывается память предков. Этот знак уже включает в себя вполне достаточный боевой потенциал, практически на нём одном строится простая и надёжная техника боя ратника-ополченца.

Повторите это движение многократно, без остановок и задержек. “Отрабатывайте знак”, стараясь слиться в одно целое с мечом, следуя за ним и в то же время, направляя его движение.   Следите за положением лезвий меча: вы должны именно рубить, а не бить плашмя. Не крутите меч как палку, вокруг кисти, а именно рубите - “с плеча” и “от души”.

Разнообразьте технику. Слегка потяните на себя рукоять при ударе и он получится уже рубяще-режущим. Вытяните клинок в одну линию с рукой - получите наиболее мощный рубящий удар. Не меняя общей формы движения, попробуйте представить различные перехваты и отводы оружия противника. Меняйте скорость, уровень ударов, защит, их амплитуду. Поменяйте руку, поработайте левой. Попробуйте работать, периодически меняя руки, но так, чтобы траектория движения меча при этом не изменялась.

С самого начала старайтесь вкладывать в движение минимум силы. Расслабьтесь. Управление мечом осуществляется исключительно за счёт совершенства формы движения. Критерий совершенства - абсолютная власть над оружием, отсутствие какой-либо скованности, мышечных напряжений, даже на высоких скоростях. Если для того, чтобы изменить траекторию меча, или просто удержать его, вам приходится напрягаться - это верный признак ошибок в технике. Таким же признаком является постепенное “сползание” руки к яблоку рукояти. Не спешите, в знак надо вжиться - всем телом, всей душой. Необходимо почуствовать его гармонию. Если это удасться, то всё дальнейшее станет значительно проще и понятнее. Не удасться - можно не продолжать.

Как только оружие станет вам послушно в “знаке бесконечности”, попробуйте перейти в “знак преображения” (вертикальная восьмёрка). Его прохождение показано на рисунках 1.5 - 1.8. Критерии - те же, но соблюдать их несколько сложнее. Такие же и рекомендации: чувствовать меч, слиться с ним, учиться у него.

Последний из простейших знаков, составляющих “солнечный крест”, это круг - “коло”. Он наиболее известен, понятен и прост. Освоение его не должно вызвать особых затруднений.

Овладев этими знаками можно легко переходить из одного в другой, слегка изменяя траекторию меча в точках их соприкосновения, например, как это показано на рисунке.

Любой из перечисленных знаков может быть пройден в двух противоположных направлениях. Также в разных направлениях могут осуществляться их соединения и взаимопереходы. Общий объём техники рубки “по кресту” чрезвычайно разнообразен. На рисунке представлена лишь малая его часть - исключительно для примера. Полное овладение техникой движения по кресту, осознание его внутренней сути, является, как бы, критерием постижения бойцом основ гармонии, сущности русского рукопашного боя. Отсюда начинается его конкретное, практическое изучение и совершенствование.   Интересно, что даже сама по себе одиночная работа по “знаку гармонии” исключительно благотворно влияет на весь организм и на человека в целом. Постепенно нормализуются все физиологические и психические процессы, излечиваются заболевания и снимаются застарелые стрессы. Иногда коренным образом меняется восприятие и осознание. Приходит ощущение здоровья, полноты жизни и единства с окружающим миром. Душу наполняют Красота и Гармония. 

А.А. Егоров 

Фото Видео Библиотека Гостевая книга