Все новости

Обсуждение доклада Лихтаренко В.М.




ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА

Труш О.А.

Давно занимаюсь историческим фехтованием на тяжёлом оружии, уже есть воспитанники, ученики. Я хотел бы немножко термин поправить и что есть суть фехтования. Я думаю, фехтовальщики на лёгком оружии прекрасно объяснят этот термин хорошо, красиво. Я думаю, если я смог научить человека моложе себя, и он успешно защищается от дилетанта, от палки, грамотно, красиво, значит, я вложил в него умение фехтования. Поэтому, я бы сказал, что оно не умерло, оно в несколько замороженном виде было какое-то время, допустим 19 век, конец 18-го, хотя использовалось и тяжелое оружие там. Сейчас практическое применение – это у нас милиция: щиты, дубинки. Позволю не согласиться, что оно умерло, оно активно развивается. Я получил достаточно серьёзные знания именно от инструктора этих войск, и оно сродни с тяжёлым защитным оружием.

Я не сказала, что оно умерло. Повторюсь для тех, кто не очень понял. Я не говорю, что оно умерло, я говорю, что мы не можем точно знать, как это было на все 100 %.  Мы можем это только предположить это с некоторой долей вероятности. Но чтобы эта вероятность была как можно выше, мы должны обладать определёнными знаниями в области фехтования, теории и методики.

Мовшович А.Д.

Можно мне включиться в дискуссию? На счёт дубинок и работы в милиции, это правильно вы сказали, в принципе. Я вам скажу больше, наш ректор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма ведёт сейчас переговоры о том, чтобы отдельные войска спец-назначения, возможно, будут проходить обучение на кафедре теории и методики фехтования в плане овладения мастерством работы дубинкой. И Виктория Михайловна как раз это и имела в виду, когда говорила. Но вы правы, действительно эта школа никуда не делась. И не только дубинка, давайте уже говорить о сапёрной лопатке, это тоже прикладная вещь и уметь владеть сапёрной лопаткой – это большое искусство. И еще буквально два слова. К сожалению, этот человек умер давно, был такой восемнадцатикратный чемпион страны по фехтованию на саблях Владимир Владимирович Вышпольский, полковник, он работал всю жизнь в военном институте физической культуры в Ленинграде. И его подначили ребята каратисты, борцы и так далее, он сказал: «Ребята, хорошо, давайте я возьму саперную лопатку. Но я гарантирую, что никто из вас ко мне ближе, чем на два метра не подойдет.» Они не рискнули.


Трубников А.И.

Этим летом мы уже будем проводить соревнования, подготовку уже начали, была об этом уже информация, связывались с Евгением Зыковым по этому вопросу. Вопрос такой: как нам решать вопросы судейства?  Для себя мы пока определили такой план, что у себя в городе мы будем искать людей из фехтования спортивного, а также режиссеров, актеров, которые, во-первых, будут иметь какое-то имя известное в городе, для рекламы, чтобы были известные люди в судейской коллегии, и которые, в тоже время, могут работать у себя в театре и быть компетентными. Я не думаю, что мы сможем каким-то образом пригласить в судейскую коллегию вас, тем более, что мероприятие официально пока еще не заявлено и первый год будет проводиться неофициально, просто при поддержке Федерации, надеюсь. Я не уверен, что мы сможем найти финансовые возможности, чтобы оплачивать проезд и проживание судейской коллегии. Таким образом, возможен ли такой план, как мы наметили?

Лихтаренко В.М.

В принципе да. Все это так и делается. И мы когда проводили первые соревнования, мы шли по этому же пути. Единственное, что могу вам сказать, что если соревнования будут проходить в выходные, то может быть несколько моих ребят смогут подъехать, помочь посудить. А иметь в судейской коллегии людей, у которых есть имя, даже пусть на уровне города, это грамотный ход, потому что сразу привлекает внимание к мероприятию. В принципе, все равно надо вам, так или иначе, на местах заниматься формированием своих судейских коллегий, потому что, если вы проводите региональные турниры, это же будет достаточно часто проходить и нужно, чтобы были люди, которые рядом с вами. Поэтому, так или иначе, они должны набираться опыта. Поначалу будет потруднее, потом войдут в курс дела, и будет полегче. А в принципе, все правильно вы делаете.

Мовшович А.Д.

Можно я добавлю? У вас какой город? В Уфе же великолепные спортивные фехтовальщики. Вы возьмите двух тренеров известных, я вам могу даже назвать их фамилии, если хотите, пригласите их в жюри. Они дадут прекрасную оценку технике, я ручаюсь за это, они прекрасно владеют своим мастерством тренерским. Эти люди известны по всей стране, и даже в мире. Пригласите их, и пригласите тех, кто будет судить актерское мастерство, выразительность костюма и оружия. Вот и все, это очень просто.

Трубников А.И.

А по тяжелой технике, по тяжелому оружию?

Мовшович А.Д.

По тяжелой сложнее, но тогда вы им объясните, и они, наверное, быстро поймут различие между тяжелой техникой и техникой фехтования на легком оружии.

Трубников А.И.

Мы еще обратились в один из клубов, который историческим фехтованием занимается и проводили в свое время турниры.

Мовшович А.Д.

Тоже правильно. Но если на легком, то, конечно, лучше к тренерам.

Труш О.А.

Я думаю, не будет серьезного нарушения, если при таком распаренном судействе без наличия серьезных судей пригласить тренеров из фигурного катания. Артистизм и все такое, я думаю, они оценят.

Лихтаренко В.М.

А у нас нет проблемы с оценкой артистизма.

Труш О.А.

У нас как раз нет серьезных судей, если они приедут из Москвы, обеспечить оплату судьям мы не можем, актеры у нас не на том уровне, чтобы это адекватно оценить. Фигурное катание мне ближе показалось по оценке, и они как-то серьезнее отнеслись к этому, в отличие от актеров.

Лихтаренко В.М.

Если это интересно, есть такая возможность, то почему нет? Но, все-таки, своя специфика везде присутствует и надо людей все-таки немножко готовить.

Мовшович А.Д.

Если у вас есть в Рязани какое-нибудь театральное училище, то лучше, конечно, пригласить педагогов театрального училища, они лучше разбираются в актерском мастерстве, чем судьи по фигурному катанию. Эти люди понимают,  в чем суть сценической выразительности, в чем суть мастерства. Тем более, если там еще есть текст, а потом они способны оценить вообще актерское мастерство и выразительность.

Егоров А.А.

Я, на правах организатора, заложил себе время для небольшого дополнения по этому вопросу, применительно к нашим с вами проблемам.

Дело в том, что так получилось, что наша организация ЦРВК «Святогор» оказалась на нескольких стыках развития артистического фехтования. Во-первых, мы стоим между центром и регионами, то есть, мы достаточно хорошо понимаем проблемы регионов и довольно-таки плотно общаемся с центром. А во-вторых, мы стоим на стыке фехтования. Понимаем что такое фехтование тяжелое, потому что занимаемся этим достаточно долго и давно, и в то же время понимаем фехтование как систему. Все наши тренеры прошли обучение и аттестацию по артистическому фехтованию на базе РГУФКСиТ, под руководством Алека Давыдовича Мовшовича.

Что бы хотелось дополнить, понимая проблемы и центра и регионов, проблемы фехтования и на легком оружии, и на тяжелом. Да, проблем много, но ключевым моментом в их решении является системный подход. Фехтование – это система. Если эту простую истину понять, то все остальное решается просто. Любая система подчинена совершенно определенным законам. В ней есть все необходимое, и ничего лишнего. В противном случае это не система. Это что угодно: набор навыков, сбор, коллекция. Можно собрать по Талхофферу великолепную коллекцию приемов, можно их показать, но это не будет системой. Система же позволяет, зная буквально 2-3 движения, которые иллюстрируют основополагающие принципы, опять же не все, а несколько, вытащить все остальное. Все мы в школе проходили систему Менделеева. Он создал свою систему тогда, когда еще пятая часть элементов, входящих в нее не была открыта и не могла быть открыта. Тем не менее, он создал систему, указав все элементы, описав все свойства элементов, их качества, т.к. он нашел один-единственный критерий создания системы – периодичность. Один признак позволил ему классифицировать все элементы на Земле. Соответственно, подойдя системно, при всем том, что мы действительно не знаем,  имея несколько достоверных гравюр, упоминаний, описаний сражений, боев, поединков, мы сможем описать все приемы которые существовали, или могли существовать в этом фехтовании. При этом мы с вами точно не включим в эту систему то, что существовать не могло. Это тот критерий, с которого надо начинать понимание любого фехтования, в том числе и фехтования на тяжелом оружии. Основой для понимания системы может быть фехтование на легком оружии, потому что это сохранившаяся система, дошедшая до нас, причем не только в том виде, который мы наблюдаем на фехтовальной дорожке – это вершина айсберга. Основа этого айсберга в учебниках. Прежде чем спортсмен отработает до совершенства 2-3 характерных только для него, «коронных», приема и будет побеждать с их помощью на чемпионатах, он осваивает огромную школу фехтования. Опираюсь на эту систему, известную нам, мы можем легко смоделировать, не восстановить, не реконструировать, а именно смоделировать систему фехтования на любом оружии. Просто опираясь на свойства этого оружия, на свойства человеческого организма, исторические и географические реалии, социальные условия, развитие производства на данный момент. Включив все это в систему, мы достаточно просто получим целостную систему фехтования, с достаточно высокой степенью достоверности.

Что касается второго вопроса, хотелось бы дополнить, опять же, потому что мы находимся на стыке артистического и исторического фехтования. Если мы хотим развивать артистическое фехтование как вид спорта, то необходимо понять справедливость требований федерации. Жесткая дисциплина, четкая организация, четкий регламент проведения мероприятий и организации работы. Это единственный способ развивать наш вид спорта быстро и динамично. Если мы, для примера, проанализируем скажем, практику развития исторического фехтования за двадцать лет его существования в России, тосможем создать некоторое мнение и получить некоторый опыт. Двадцать лет развивается движение, включает огромное количество людей, клубов, проводится масса мероприятий и до сих пор историческое фехтование не является официальным видом спорта и не имеет какого-либо другого официального статуса. Если мы хотим заниматься чем-то подобным, т.е. некой «досуговой деятельностью», мы можем пойти по пути развития исторического фехтования, но если мы хотим получить в итоге вид спорта, систему духовного и физического совершенствования, на хорошем организационном уровне, признанную официально, то требования федерации, дисциплина, регламент должны быть обязательными. Для нас это крайне актуально.

По судейству.

Да, действительно, на первом этапе единственный способ это приглашать судей от фехтования спортивного, но в первую очередь, им необходимо объяснить, что судить требуется именно фехтование как систему. Люди, которые прошли обучение спортивному фехтованию на легком оружии, вполне способны понять фехтование как систему, им просто нужно об этом сказать и дать им подержать в руках то оружие, которым мы работаем. Точно так же как любой инженер, подойдя к любой инженерной конструкции, взглянув, пощупав, скажет на каких принципах она работает или почему не работает, просто потому, что он получил соответствующее образование. То же самое по артистической составляющей. Абсолютно правильно приглашать актеров, режиссеров, хореографов, специалистов в области сценического движения, сценической пластики. Чем профессиональнее, тем лучше. Чем именитее, тем более эффективно будет данное мероприятие. Но, конечно, действительно компетентное и объективное судейство у нас будет только тогда, когда мы получим корпус судей по артистическому фехтованию.

Для этого должно пройти время, должны вырасти тренеры-преподаватели достаточно высокого уровня, спортсмены высокого уровня, которые потом пройдут обучение, соответствующую аттестацию и составят корпус судей по артистическому фехтованию на любом оружии. И это то, к чему в итоге мы должны стремиться. Поэтому нужно приглашать спортсменов, приглашать актеров, но приглашать изначально с идеей, чтобы спортсмены приобретали навыки судейства актерского мастерства, а актеры интересовались спортивной составляющей. Приглашать фехтовальщиков на тяжелом оружии, на легком оружии, чтобы они стремились понять друг друга. Вот тогда мы поймем фехтование как систему и получим корпус судей, которые способны разобраться в любом фехтовании, на любом оружии, любого временного промежутка, причем достаточно квалифицированно и правильно.

Бойко Л.А.  

Планируется ли Федерацией в ближайшее время создание судейской школы для подготовки судей по арт-фехтованию?

Лихтаренко В.М.

Это было бы, конечно, замечательно. Будут деньги - будет школа.

Бойко Л.А.

Есть еще вопрос, а сколько нужно денег? Я просто знаю, что есть в футболе высшая школа тренеров, в том же ВУЗЕ, правильно?

Мовшович А.Д.

Да, только она существует на финансирование государственное и, скорее всего, те клубы, которые посылают своих тренеров учиться в высшей школе тренеров, они оплачивают учебу.

Бойко Л.А.

Хорошо, тогда такой вопрос: в каждом клубе может быть свой судья, значит клубы, заинтересованные в развитии вида, могут найти деньги, для того чтобы направить судью на обучение, правильно? По этому пути можно пойти?

Мовшович А.Д.

Конечно. Но я бы начал, может быть, даже не с этого. Я бы отправил тренеров для начала поучиться на курсы повышения квалификации. Потому что очень многое зависит от тренеров. Тренер должен поставить школу. Если он владеет этой школой, он это сделает. Вот представитель из Рязани достаточно уверенно говорил, и приятно было послушать. Человек работает тренером, и он подготовил уже других людей. И что может быть вообще приятнее и прекраснее того, что педагог, владея знаниями, умениями, навыками, школой готовит хороших спортсменов. Лучше этого вообще ничего не бывает. Давайте мы сначала подготовим хороших тренеров, которые будут знать, что такое фехтование, потом уже будем готовить и судей.

Бойко Л.А.

Но, дело в том, что каждый вид спорта работает не по тренерам, а работает по судьям. Судьи – это те люди, которые направляют этот вид спорта. Будем сейчас судить одни какие-то элементы, то вид спорта будет развиваться в этом направлении, будем судить какие-то другие моменты – будет развиваться в другом направлении.

Мовшович А.Д.

Я с вами согласен. Но надо разработать механизм тогда, системный механизм обучения судей. Но судей только в той части судейства, которая относится к технике фехтования. Это хорошая идея на самом деле.

Лихтаренко В.М.

Сейчас, на самом деле, стоит другая проблема. Мы, конечно, можем создать школу судей, но квалификация судейская, которая будет присвоена, будет иметь вес исключительно внутри нашего теплого коллектива. Потому что квалификация судейская, которая действует на уровне страны, я думаю, утверждается в министерстве.

Мовшович А.Д.

На самом деле Федерации артистического фехтования нужна комиссия по судейству, которую бы возглавила Виктория Михайловна, так как кроме Виктории Михайловны ее никто не может возглавить. Но представьте себе, что мы создали судейскую комиссию, и она работает в направлении развития мастерства судей. Это замечательно, но у нас пока еще даже нет разработанных критериев оценки категорийности судей. Вот в фехтовании классическом есть судья по спорту, есть судья республиканской категории и в свое время был судья всероссийской категории. А плюс еще были судьи международной категории. Вот я помню, когда я сто лет назад судил соревнования, я проходил экзамен на чемпионате мира в 1983 году в Санкт-Петербурге, на Чемпионат мира среди юниоров приехала комиссия от Международной федерации фехтования, и она принимала экзамены у нескольких человек, у меня в том числе. У нас пока ничего этого нет. На уровне Чемпионата мира мы видим таких судей, извините, которым бы я руку не подал, и не только потому, что они плохо судят, понимаете. Так что, тут сложно.  Надо у нас в стране сначала разобраться, что такое категория, категория по спорту была в фехтовании, и потом категория судьи республиканского уровня. Дайте время. 


Фото Видео Библиотека Гостевая книга