Доклад Нефедова Т.В., Будыкин П.В.
Нефедова Т.В., Будыкин П.В.
САБЕРФАЙТИНГ – НОВОЕ ТЕЧЕНИЕ
В АРТИСТИЧЕСКОМ ФЕХТОВАНИИ
1 часть. Что это такое «саберфайтинг»
Саберфайтинг - направление артистического фехтования, в стилистике боев киносаги "Звездные войны". Для фильма характерен интересный эффект: непосвященный зритель видит в боях сплав всех видов фехтования. А посвященный находит как знакомые элементы (независимо от практикуемого ими искусства), так и совершенно нелогичные моменты.
Саберфайтинг как явление зародился в 2000 году. Уже тогда стало ясно, что это не просто один из видов известного фехтования, но на необычном оружии. В массы саберфайтинг пошел летом 2002 года, а весной 2003 появилась «Школа Саберфайтинга», которую мы представляем. С тех пор тренировки проводятся каждую неделю. Через наши ряды прошла пара сотен человек, хотя некоторые задерживались на 1-2 тренировки. Как минимум раз в год, мы представляем «отчетное выступление» на конвенте поклонников «Звездных войн». Когда мы узнали об артистическом фехтовании, то были приятно удивлены, что кому-то кроме нас интересны постановочные бои, рассчитанные в первую очередь на зрителя.
Конечно, у саберфайтинга, как явления, есть свои нюансы.
Первый из них – крайняя неоднородность того, что этим словом называется. Если в Интернет-поисковике набрать слово «саберфайтинг», то можно получить много совершенно противоречивого материала. Связано это в основном с модностью слова в определенной среде. Бороться, к сожалению, не возможно. Думаю, что люди, серьезно занимающиеся ИстФехом нас понимают.
Второй нюанс – технические основы. Мы ориентируемся на картинку в фильме. Которая создавалась в первую очередь ради зрелищности. Но в основу легло знание постановщика вполне реальных видов фехтования.
Подробнее о технических особенностях расскажет мой коллега.
2 часть. Особенности фехтования на моделях световых мечей вселенной «Звездных войн»
Техника любого фехтования в первую очередь определяется свойствами используемого оружия. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях техники, придется вкратце объяснить особенности нашего оружия. Сабер – прототип светового меча, от которого не защитит ни щит, ни доспех.
Длина клинка
80-
Несмотря на это, в фильме мы видим, что с мечом преимущественно работают двумя руками и техника больше характерна для инерционного оружия – замахи, вращения.
Такое уникальное сочетание дает интересные именно с точки зрения зрелищности эффект.
С одной стороны наличие замахов и вращений делает движения хорошо заметными для зрителя. С другой стороны легкость, пониженная травмоопасность оружия и отсутствие доспеха позволяет работать на больших скоростях. А круглое сечение клинка позволяет поразить противника совершенно нелогичным с точки зрения обычного фехтования способом.
Еще одной особенностью саберфайтинга с точки зрения артистического фехтования, является ограничение в построении образов. В «Звездных войнах», как и положено сказке, довольно полярная система персонажей. Есть ярко выраженные «хорошие» и ярко выраженные «плохие». С одной стороны это упрощает придумывание сюжета, так как им даже не нужен «повод подраться». С другой стороны, когда хочется создать что-то сложнее, чем просто поединок хорошего с плохим, придумать адекватный для образов «Звездных войн» конфликт достаточно сложно. Но мы стараемся.
Саберфайтинг – это новое и довольно специфическое течение в артистическом фехтовании, которое подходит под категории «вне времени», а так же «соло» и «упражнение группа». Мы очень надеемся что вам, а главное зрителям, оно будет интересно.
ОБСУЖДЕНИЕ:
Петровский Е.А.
Я смотрел ваш сайт, правда, некоторое время назад, меня порадовало то, что вы там привели классификацию технических действий. Я обратил внимание, что присутствуют стойка, защиты, атаки, некие так называемые прокрутки, но я в то время не видел упоминаний о перемещениях, вообще о системе перемещений, потому что в любых боевых действиях все строится именно на системе перемещений. Что вы можете сказать по этому поводу?
Будыкин П.В.
Я так понимаю, что речь идет об учебнике по саберфайтингу, это те несколько роликов, семь их всего. Поскольку сам учебник – это проект Татьяны, она лучше ответит на этот вопрос. Я только скажу, что перемещения - это то, что нам было труднее всего сформулировать и вместить в ролик, это совсем не потому, что мы этим не занимаемся.
Нефедова Т.В.
На самом деле, материал по перемещениям у меня в сыром виде лежит уже второй год, и я никак не соберусь его нормально систематизировать. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что это очень важно. Перемещение, дистанция - это основа любого фехтования. То, что делают руки и корпус, конечно важно, но скорее вторично, относительно перемещений и дистанции. Но, банально это сложнее, и учебник не доведен до конца, не является законченным материалом. Это чтобы люди, которые выходят в интернет и хотят начать заниматься саберфайтингом, хотя бы что-то начинали делать правильно, а не так как им в голову взбредет.
Петровский Е.А.
Ну, то есть, будет этот раздел добавлен?
Нефедова Т.В.
Да, если он оправдан, то будет сделан.
Петровский Е.А.
Просто с этого начинать надо, а не с прокруток.
Нефедова Т.В.
Прокрутки более эффектные, у нас первая цель стояла «зацепить».
Труш О.А.
Я не пойму о чем идет речь, мы это в артистическое фехтование привнесем новый вид оружия, или как? Я вот там почитал, про этот пробный вариант. Я, например, эти мечи два купил, но это как антипожарное фаер-шоу. У нас есть средневековье богатое, античность, в конце концов, и так хватает оружия. Или в виде вот, как Александр Анатольевич купил в Штатах эти мечи пластиковые замечательные, вот если туда добавить подсветку, будет более грамотно, чем работать вот с этими без баланса, без гарды, без всего. Это мое мнение.
Будыкин П.В.
У оружия есть баланс, просто гарды нет.
Труш О.А.
Я вот попробовал покрутить, чуть не убил себя. Я шучу.
Дрянных С.М.
У меня вопрос по перемещениям, хорошую подняли тему, дело в том, что мы все смотрели фильмы, акробатика в классическом фехтовании и в средневековом фехтовании является экзотикой, я имею в виду сальто и всякие прочие вещи. А по фильмам мы можем судить, что для саберфайтинга это как раз самые обычные перемещения. И тема эта на самом деле интересна, потому что это единственная дисциплина, в которой эти перемещения являются обычными. Не могли бы вы этот момент прокомментировать более подробно?
Будыкин П.В.
Вот по этому, у нас и ролика еще нет, потому что мы пытаемся сделать это более подробно, и не укладываемся в метраж.
Нефедова Т.В.
Наверное, надо немного сказать по поводу «привнести оружие». Собираемся ли мы привнеси в артистическое фехтование новое оружие? Да, собираемся. А что?
Егоров А.А.
Господа, я не пойму, в чем проблема. У нас есть в артистическом фехтовании соответствующая номинация – «фентези». И здесь вопросов нет. У меня конкретный вопрос: известные клип «Холод» ваш?
Будыкин П.В.
Да. Собственно, это мой проект. Ролик старый, три года прошло, уже давно можем лучше.
Лихтаренко В.М.
На самом деле, в Европе и в мире, я не скажу что сабер, но светящийся предмет длиной около метра использовался еще в 2004 году во Франции на чемпионате мира. Было выступление в 2006 году в Берлине. Так что ничего нового, собственно, здесь нет. Другое дело, что саберфайтеры России так долго собирались принять участие в мероприятиях, посвященных арт-фехтованию, что для всех это стало такой большой неожиданностью. Хотя уже года три в интернете они рассуждают о том, что они - направление арт-фехтования. Теперь, наконец-то, мы завтра их увидим. Не надо их обижать, давайте им порадуемся.
Вопрос:
А еще из любопытства можно вопрос? Почему длина восемьдесят сантиметров?
Будыкин П.В.
Это приблизительная длина, длина очень зависит от роста. У меня, в среднем, восемьдесят три. Это клинок.