Все новости

Мастер-класс по фехтованию на «легком» оружии.




Мастер-класс по фехтованию на «легком» оружии.

Профессор Мовшович А.Д. (ассистирует Е.А. Зыков.)

Я очень коротко попытаюсь изложить то, что я хотел вам сказать. И в первую очередь я бы хотел подвести черту под той дискуссией, которая здесь была. Из того. Что происходило в зале в последние полчаса, я понял только одно - назрела острейшая необходимость  создать методическое пособие по технике фехтования и методике обучения поединкам на тяжелом холодном оружии на тяжелом двуручном и на одноручном мече. Проблема то в чем? Вот спортивное фехтование отпочковалось от дуэльного и пошло-пошло своим ходом, потому что оно сертифицировано все и то, что необходимо для соревнований, сертифицировано. И поэтому допускается и шлифуется уже два столетия, даже третье. А вот это фехтование, о котором мы говорим, он не  то, что умерло. Оно остановилось, потому что оно не имело продолжения в виде спорта. И в результате мы не можем на практике проверить как правильно. Вот я например учу своего спортсмена и говорю:

- Вот ты неправильно стоишь в 6-ой позиции, вот тебе здесь накидают.

-Да ладно. Я так буду.

- Ну выходи

Вот он вышел, ему накидали. Ага, понятно. Так нельзя. Значит школа вот это вот так, а вот это неправильно. Значит нам надо все-таки найти какой-то компромисс и создать эту школу на тяжелом холодном оружии, на мечах двуручных. И найти какой-то консенсус и показать, что вот это боевая стойка, типовая. Она конечно может иметь девиацию, но она типовая. Млолодой человек делал доклад по поводу нападений, оружия и защит. Так вот, истоки фехтования-то на легком холодном оружии здесь, у Мароцци и у всех остальных, у Талхофера написано секонд , прим, терц, кварт. Это то, чему мы учим до сих пор. Это первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая и где эти+ понимаете? Вот это же имело место, и нашло свое место в спортивном фехтовании. Это то же самое.  Значит нам надо просто немножко пошевелить мозгами, заставить себя написать. И это будет нормальное пособие. Мы реставрируем ту технику, которая скорее всего и имела место в те времена. Да, еще не изобрели машину времени, поэтому вернуться туда и посмотреть, как они дрались, невозможно. И даже на легком оружии. Но все-таки на леком оружии мы как-то моем это интерпретировать, потому что мы представляем себе всю эту систему действия нападения, защит. Вот самое главное -  нападение. Надо его учить защищать от нападения. Как нападают мечом.  Так простите меня, нападать можно по-разному. Можно нападать в атаке, а можно нападать в ответе, а можно нападать и в контратаке. Это разные нападения. И атаки разновидности Есть атака основная, есть повторная. Есть ответная, есть на подготовку. Сейчас покажу. Эти все атаки они приемлемы и допустимы наверно были и в те времена, когда фехтовали на холодом оружии. На самом тяжелом. Они были и сейчас мы попробуем немножко интерпретировать. И тогда уже будем говорить. Я думаю, что понятие школа фехтования на тяжелом оружии - это уже не абстрактное представление об этом. Понятие об этом будет в течении года-двух реализовано в конкретном методическом пособии.

И, чтобы не забыть, я сразу покажу разновидности атак. Но прежде просто обращаю ваше внимание на следующее.  Вся техника фехтования заключается в боевой стойке и передвижении, владения оружием и тактики ведения боя. Но поскольку в сценическом фехтовании понятие тактики нам не нужно. Если говорить о тактике, оно нам нужно только чтобы более глубоко понимать поединок.  Потому что тактика нужна там, где ведется непосредственное единоборство, а не там, где постановочный бой. В любом случае мы сейчас поговорим о боевой стойке, о

передвижениях, о приемах нападения, маневрирования, приемах владения оружием, о нападении, защите, контратаке и чуть-чуть о методике.

Я обещал показать, что на двуручном мече, что в фехтовании на легком оружии

Смотрите, что такое основная атака. Секундант, мы не говорим судья. мы сошлись на дуэли. Секундант говорит начинаем.. Мы начинаем двигаться. Мы ищем момент. Я начинаю атаку. Это и есть основная атака. Ее очень легко прочитать.

Что такое ответная атака. Мы двигаемся, Женя делает выпад. Я отступил. А теперь в ответ делаю атаку. Она может быть разная. Она может быть с действием на оружие, она может быть в виде ответа. Но это в любом случае повторное действие.

И последний вариант - это атака на подготовку. Самая опасная атака в поединке. И тем не менее она опасная и в постановочном поединке. Поэтому надо ее очень тщательно репетировать. Посмотрите. Мы двигаемся, Женя замахивается. Это то, о чем говорил Женя Петровский. Не успел вытащить из ножен, как получил. Но мы это можем делать в сценическом поединке.

Это тактические разновидности атак. Их 4.

А еще есть атаки. Это в меньшей степени применимо к тяжелому оружию, но тем не менее. Есть атаки простые. Они выполняются в один темп. Прямо, переводом, переносом. Перевод вокруг гарды, перенос вокруг оси. С финтами. Смотрите, я делаю финт прямо, он берет по 4 . Я с переводом  его колю. Видите, прочитал. Берет. Я снова ему.

Атаки здесь не на оружие. Посмотрите, что значит атака здесь не на оружие. Если у него выпрямлена рука к примеру. Я не могу пойти прямо, потому что я наткнусь. Из этого дуэли не  получится. Либо мы оба упадем, либо кто-то чуть раньше упадет. Поэтому нужно сделать либо батман, укол. Либо захват, укол. Он делает перевод на захват, делай. Не бойся, я не буду бить. И еще атаки комбинированные - это финт и укол. Какие-то вещи будут применимы на тяжелом оружии, какие-то нет. Но атаки с действием на оружие наверняка будут. Потому что надо отбыть меч, клинок. А потом уже нанести удар.

В легком фехтовании боевая позиция. Это шестая стойка. Видите, кончик вот здесь. Все в плоскости. Посмотрите, плечо, шпага, бедро, голень, стопа. Все в одной плоскости. Вот это и есть шестая позиция. Французская школа. Она закрывает возможность укола снаружи.

Это и есть боевая стойка французской школы. Если мы возьмем третью  , это будет итальянская. Почему третья. Вот смотрите, есть французская, есть итальянская школа. Итальянская школа рубяще-колющая, поэтому Женя стоит ладошкой вниз, видите? Он может нанести удар или нанести укол. Все движения, все позиции итальянской школы ладошкой вниз, все позиции французской школы - ладошкой вверх. Четыре позиции, 4 защиты.

Итальянская . Третья, четвертая, вторая, первая. А давайте я скажу, чтобы было понятно. Терция, кватра, секонда, прима. И две верхние. Это пятая и шестая. Вот вам итальянская школа.

Передвижения. Ну выпад, передвижения не буду останавливаться. Это в общем-то вещь общеизвестная.

-скажите пожалуйста, в французской школе пятая защита существует?

-да, только она другая. Это промежуток между четвертой и второй. Она не только была, она есть. Только ею никто не пользуется. Потому что она промежуточная, она как бы не является актуальной.  Так же как если в современной спортивной шпаге редко вы увидите седьмую защиту. Эту защиту стараются не брать, потому что она слабовата и имеет тенденцию на  обвод в ногу.

-То есть пятая защита не используется потому, что в ней нет смысла?

-Да, в современном фехтовании на шпагах редко вы увидите седьмую защиту. В основном третью, плюс аналоги круговые.

-А пятая защита чем-то исторически обусловлена была? Были какие-то действия, которые к ее появлению привели?

-Ну вы понимаете, много чего было исторически обусловлено. Некоторые вещи просто невозможно понять. Читаешь книжку "Учитель фехтования", только не Дюма а  я забываю испанского автора, и пытаешься понять как они фехтовали. И не сильно понятно. И непонятно почему?

-нет, автор видимо все-таки фехтовальщик,  но я думаю, что переводчик не фехтовальщик. Вот в чем дело. И вот эти вот попытки перевода, когда переводчик не знает фехтования приводят к тому в конечном итоге, что непонятно, как. Я только понял одно - что они фехтовали очень осторожно. В широкой стоке. Ну это понятно почему. Потому что я вышел на спортивный поединок.  Максимум, что я могу сделать - это проиграть. 5 : 0 или 15 : 0, не важно. Но я останусь жив. А тут я выхожу и не знаю, чем закончится. Понимаете?

Так что тут немножко другое фехтование.

Но я бы хотел вот о чем сказать еще.

Открываю книгу, читаю книгу достаточно серьезного автора. Называется сценический бой. Нормальная книжка. Но там пишут, что защиты должны быть более широкими. Почему- потому, что зритель не увидит.  Тогда где правда?

Наша задача сделать бой правдивым, правдоподобным. И в то же время эстетичным. Да, эстетика одно. Но она не должна в то же время нас, зрителей, лишать правдоподобия. Значит если я беру такую защиту, ну зритель увидел, а что дальше? А если он сделает финт? Это же неправильно.. Защита не должна быть узкой или  широкой. Она должна быть правильной.  В том смысле, что клинок должен пройти мимо оружия и туловища защищающегося. Коли, я защищаюсь. Вот, я взял. Мимо проходит клинок. Такая защита и должна быть. Если я не добрал, то будет, извините, маль парэль. Через защиту. А если я взял широко, а он сделал финт+ Видите, мне тащить-то сюда защищаться тяжело.   я могу не успеть. Мне времени мало. Плюс еще есть девиации защиты. Зависит от дистанции. Практическая дистанция.

-возьми 4 шага назад.

-видите, да?

-уколи меня

-а я сократил дистанцию на полметра, естественно я не возьму классически. Я возьму ее так. И это правильно, и это тоже школьное движение. Мы должны этому учить. Мы должны это понимать.

Два слова о том и о методике буквально и я заканчиваю.

Я уже говорил, что тактика необходима тогда, когда мы говорим о том, что нужно глубоко понимать сценический поединок и его постановочные части. Если мы не знаем тактики, то мы не сможем даже элементарные обыграть вещи с контр-атакой. Женя делает контр-атаку. Я Колю Евгения в бедро. Видите? Он классическую атаку в предплечье выполняет на мой укол в бедро и поражает руку. Это нормально, это прописано везде в книжках контр-атака. Если мы не знаем, зачем+ Вот иногда смотришь постановочный поединок. Человек делает укол в туловище, а противник делает ему контр-атаку в руку. Ну куда он ему сделает в руку? Поэтому в данном случае делается контр-атака извините с переводом. Вот в этом случае что получается. Эти вещи надо тоже знать.

И, я думаю, если будет создана книжка, в которой будет описано нормально фехтование на тяжелом оружии, то в ней конечно будет глава о методике. То есть как, чего. Да, различия будут. Если  вы откроете книгу по фехтованию, там одним из основных методов является индивидуальный урок. Тренер одел нагрудник и обучает своего ученика - спортсмена как колоть. И создает ситуации. Это конечно здорово. Надо подумать, может быть. Какая-то разновидность индивидуального урока тут тоже приемлема. Надо посмотреть. Просто мы еще об этом даже не думали. Но упражнения с партнерами можем использовать,  а их много. Смотрите.

Упражнение взаимопомощи. Это когда мы стоим и просто друг-другу помогаем. Тренер дал команду. Пятая защита и ответ по левому боку . И делаем. Вот мы отрабатываем. Раз-два.  Пятая защита удар по третьему . Это разновидность упражнения взаимопомощи. Его можно усложнять

Дальше идет упражнение, которое называется рипостная игра. Рипост - это ответ. Вообще фехтовальщик начинается тогда, когда (это мое субъективное мнение, и пусть кто-нибудь попробует его оспаривать) когда он научился давать сдачи,  а не когда он научился нападать. Вы понимаете, вы оба не умеете фехтовать. Встали, боимся, но кто-то же нападает. А вот кто-то защищается. Но если он защищается без ответа. Уколи, в конце-концов, он его прижмет к стенке и заколет. Надо уметь давать сдачи. А сдача - это и есть вот это, посмотрите. Стоять, орлик, да?

Значит если мы умеем давать сдачи, то противник не будет нас теснить. Вот фехтовальщик как раз начинается тогда, когда он взял защиту и дал сдачу. Вот эта рипостная игра и есть, скажем, вариант упражнения при обучении фехтовальщика. Смотрите. 4 прямо. Можно это делать на средней дистанции, можно это делать на ближней дистанции, можно делать на дальней. На дальней шаг вперед с выпадом. И так далее. Можно делать + обманки. Это можно делать на легком фехтовании, может быть можно делать на тяжелом. Нужно посмотреть.

есть упражнение контр. Это когда один из обучаемых стоит спиной к стенке. А второй его атакует. Предположим условно, что у жени за спиной стена, и он не может сделать шаг назад. И мы стоим, я наношу ему укол в туловище. Он должен защититься. Но ответ не дает естественно. Я не должен его уколоть. А теперь тренер дает вводную. Ты по четвертой. Я его колю туда. Либо делаю финт. Вот он не знает. И так далее. Ну а до тренировочных боев мы. Конечно, не дошли. Потому что по сути они должны быть в сценическом фехтовании. Вот это коротко, что я хотел вам сказать. Если есть вопросы. Пожалуйста.

-Дело в том, что итальянская школа - это и есть микс. Сначала появилась испанская школа, потом итальянская. Но итальянцы очень быстро освоили ее и все потихонечку сильнейшие маэстро мигрировали во Францию. Многие из них были в свите королей. И учили королей фехтовать. Французы времен Людовика XIV(14) основывали итальянскую школу, но видимо какому-то учень умному специалисту пришло в голову. А что.Рубить -то не всегда же убьем. А вот так-вот убить можно. Тем более, что я одел кольчужку под камзол, и вот эти вещи уже не проходят (рубящие), а вот это пройдет. Поэтому и возникла Французская школа. Она позднее стала. Сначала была итальянская, а потом уже Французская. Но мушкетеры фехтовали, если верить аналогам и фильмам, то они фехтовали на рубяще-колющих шпагах. Причем там все было и удары эфесом, и удары головой, ногами.

Если хотите знать. Мензурное фехтование появилось потому, что под камзол одевали толстую кожаную прослойку, типа камзола. Которую практически невозможно было пробить. Это возникло в Германии, в студенческой среде сначала. Немцы подумали. А зачем драться на дуэли, если невозможно человека заколоть. Ну давайте его вот сюда будем бить. Закрыли шею жестким полотенцем, глаза консервами непробиваемыми. И стали бить только сюда. Почему мензурное называется? Потому что мензур - это дистанция, а не место. Она оказалась не вариативной, то есть она неподвижная. Ставили людей на постамент. 80 сантиметров диаметром. Они пробовали бить в длину шлекером. И наносили только удары. Причем в голову - темечко - или сюда. Вот и все мензурное фехтование. Но шлекер был раза в 2 тяжелее, чем эта шпага. И я им попробовал покрутить. Уверяю вас, это очень тяжело. Рука мгновенно устает.  


Фото Видео Библиотека Гостевая книга