Все новости

Мастер-класс по фехтованию на тяжелом средневековом оружии.




Мастер-класс по фехтованию на тяжелом средневековом оружии.

Егоров А.А. (ассистенты Данилов А.А., Фатин Р.В.)

Прежде чем говорить и что-либо показывать, я хотел бы остановиться на буквально нескольких простейших моментах, подвести итог, расставить точки по прошедшим выступлениям. Первое, о чем мы говорим? Мы говорим о фехтовании на тяжелом средневековом оружии. В данном случае, как раз и говорилось о том, что фехтование на тяжелом средневековом оружии представляет собой некое естественное многообразие техники,  т.е. естественный эмпирический подбор из всех действий с оружием тех, которые являются эффективными, но еще не сведенными в какую-либо школу, не канонизированные под какие-то конкретные отдельные цели.

То есть, грубо говоря, различие между фехтованием дуэльным, которое было канонизировано в 16 веке и на сегодняшний день его последователем является уже спортивное фехтование, и фехтованием свободным которое практиковалось на полях сражений, битв за выживание примерно такая же разница, как между уличной дракой и, скажем, английским боксом. 

Английский бокс имеет четко ограниченую базу, из 6 классических ударов плюс несколько их вариаций. Имеется несколько четко выверенных перемещений, четко выверенных атак и защит. Он представляет собой замкнутую, хорошо отработанную систему спортивного поединка, способ соревнования, спорт. Спорт, который, конечно же, развивает некоторые боевые качества, конечно, формирует у человека психологию бойца, но, тем не менее, не является собственно боевым искусством, искусством уничтожения противника минимальными средствами в максимально короткие сроки.

А вот поединок на поле сражения или там на большой дороге, является поединком на выживание, за жизнь. В таком поединке нет абсолютно никаких правил, никаких ограничений, никто никому заранее не известен.

Представьте любой спортивный поединок: выходят два спортсмена, один на один, заранее зная, с кем им предстоит встречаться, когда и где. Они заранее знают на каком оружии им предстоит сражаться, на какой площадке, каких размеров, по каким правилам будет проходить этот спортивный поединок, каким будет время боя… Они хорошо знают, за какие действия им начислят очки, а какие строго запрещены.

Боевой же поединок, в основе своей, прямо противоположен спортивному. Люди никогда не знают когда их настигнет необходимость сразиться, никогда не знают своего противника, никогда не знают какая техника и какое оружие им будет предоставлено и противопоставлено. Они никогда не знают сколько времени будет продолжаться бой и чем он закончится. Зато точно знают, что никаких запретов и ограничений в средствах достижения победы у них нет, а вот победных очков им никто и ни за что не начислит.

То есть практически все составляющие спортивной и боевой схватки прямо противоположены. По сути своей, это два противоположенных  способа противоборства вообще и фехтования - в частности, И я бы, например, был сильно против того, чтобы взять и канонизировать фехтование на тяжелом оружии, так же  как спортивное или дуэльное фехтование - по тем же принципам. Как мы только что увидели, это принципиально разные виды фехтования, соответсвенно, принципы классификации и стандартизации у них должны быть принципиально различными.

Действительно, Алик Давыдович правильно сказал, терция она и будет терцией взятой шпагой или взятой мечом, тогда мы получим точно такое же фехтование только с мечом. А на самом деле это совершенно другое фехтование, в чем-то даже противоположенное. Но в этом то и есть его прелесть. Мы разграничиваем фехтование  до XVI века, и от XVI века, поскольку это - принципиально различные виды фехтования. Изучая эти, принципиально разные системы, мы можем понять боевое искусство фехтования во всем его многообразии. А артистическое фехтование, кроме того, дает нам уникальную возможность экспериментов с объединением этих направлений, их безграничных вариаций и модификаций в категории «фэнтэзи», что вообще замечательно. Мы не только можем изучать фехтование, как оно есть, не только моделировать, каким оно было, но и представить себе каким оно вообще могло бы быть. И ограничивать все это бесконечное многообразие рамками классификаций Таллхофера, Мароццо, Хаттона, да и вообще, кого-бы то ни было, я бы не стал ни в коем случае!

Но это так, вводное слово. Теперь я хотел бы просто проиллюстрировать в нескольких моментах основные, основополагающие принципы фехтования на тяжелом средневековом оружии.

Единственная просьба у меня, прежде чем начать , я бы попросил нашу судейскую коллегию занять места в первых рядах, если можно, пожалуйста. Потому что во многом это будет говориться и для них то же. Ольга Викторовна, пожалуйста. Все кто у нас сегодня в судействе я попросил бы занять первые места.  Спасибо.

Первое, с чего бы я хотел начать, пожалуйста, у нас вот там сумочка есть с оружием, принесите ее судейской коллегии. Я просто хочу сказать, что вот в этой сумочке стандартный набор вооружения спортсмена, фехтующего на тяжелом оружии.  Я попрошу судей попробовать это поднять.  Можно посмотреть, приподнять, пожалуйста. Я хотел бы чтобы судьи на это повнимательнее посмотрели, попробовали подержать в руках, потому что это главное, это то, что определяет принципы построения «тяжелого» фехтования.

Здесь доспех на человека ростом примерно 180 см и весом примерно 80-90 кг. Вес такого доспеха порядка 22 – 23 кг.  И это относительно легкий доспех. Всего лишь бехтерец, два пояса, рукавицы, шлем, наручи – это сравнительно легкая защита. Плюс меч, порядка двух килограмм. И щит, килограмма три-четыре. Вот это вот комплекс, в соотношении с весом человека составляет, примерно 25-30%.  С точки зрения любого инженера это уже серьезная  величина, которой нельзя пренебречь.  Она оказывает существенное воздействие на технику движения.  А если пренебречь нельзя, значит ее нужно использовать.

В любом фехтовании на тяжелом оружии, к какой бы школе оно не принадлежало, основным определяющим моментом являются тактико-технические характеристики оружия и личные физические, морально-этические, психологические качества бойца. Это главное от чего зависит построение боя, техника приемов. Дискретно канонизировать это очень проблематично, потому что для разных людей эта техника будет очень и очень различна. Что же останется неизменным? Неизменными останются принципы ее построения.

Я просто попрошу аудиторию осознать и задуматься над одним простым примером. Мы говорим: «Да мы не знаем как фехтовали люди в древности. Там ничего не осталось, мы ничего не понимаем в этом деле». Господа, а мы знаем как в древности рубили деревья? Правильно, мы очень легко можем это себе представить. Различия в современной и древней рубке будут определяться только отличием используемых инструментов и физических данных лесорубов. А при отсутствии таких отличий способы рубки будут абсолютно идентичны.

А как копали землю? Да точно так же как сейчас. Разве что лопаты иногда были деревянными. Так если современному человеку вручить лопату более менее подходящую под историческую конструкцию, и заставить его копать достаточно долгое время, примерно как солдата в стройбате, года два, то, будьте уверенны, он будет копать примерно так, как его далекий предок. Организм человека это великолепная функциональная система. Он идеально приспосабливается к окружающим условиям. И он найдет не просто способ, а наилучший способ копать, именно в соответствии с этой лопатой и с собственными кондициями, с минимальными физическими затратами выполнять наибольшее количество работы.  И это будет единственный такой способ. Неважно, в древности или сейчас.

Затратив немного больше времени, мы можем очень достоверно представить себе фехтование на любом оружии, на древнем – в том числе.

Сейчас мы просто продемонстрируем как, в принципе, в основе своей это делается. Самые основные, базовые принципы. Главный фактор, определяющий технику фехтования на тяжелом оружии, это его инерционность. Тяжелый меч разогнать мгновенно практически невозможно, как невозможно его мгновенно остановить. Если он пущен в движение с достаточно большой скоростью и к нему приложена масса бойца, то эту инерцию задерживать, останавливать, невозможно и ненужно.

Но, сразу хочу сказать, что любая попытка фехтовать средневековым мечем так же как легким европейским оружием, или как японской катаной, обречена на неудачу. Часто приходится видеть,  как люди в поединке принимают боевую стойку и поднимают перед собой меч чуть не на вытянутую руку, как шпагу. Даже в фехтовании  на легком оружии, тут логично выполнить батман с последующей атакой.  Но в «легком» фехтовании оружие можно убрать, выполнить перевод, перенос и сделать это можно легко и быстро. Соответственно, можно попасть батманом, а можно и не попасть, а нарваться на контратаку. Здесь своя логика действий: прощупывание противника с дальних дистанций, определение его реакций, тактическая игра… На тяжелом же оружии батман получится сто-процентно, просто потому что скорости примерно равны, атакующий начнет движение раньше, а мгновенно убрать меч с линии атаки, в отличии от шпаги, невозможно. Более того, отбитый мощным ударом меч невозможно мгновенно вернуть обратно.

Если я успешно атакую оружие противника, то расстояние полета клинка будет такое, что шансов на защиту у него просто не будет - я коротким движением своего клинка, как минимум, выведу его из боеспособного состояния, а следующим ударом я его убью.

А.Д. Мовшович: «А если на батман он делает перевод?».

Разумеется, на любое техническое действие всегда есть противодействие, в противном случае боевых искусств просто не было бы. Но здесь, для выполнения перевода потребуется дополнительный запас времени – тяжелым клинком его мгновенно не сделаешь, а противник раньше начал, его клинок уже бОльшую скорость набрал… Надо очень значительно превосходить противника по скоростным и силовым качествам, чтобы решиться на такое. Но с таким превосходством – зачем вообще фехтоватЬ? Убил слабака сразу и все….

А.Д. Мовшович: «Когда вы делаете батман, вы сближаетесь, поэтому он должен уйти, иначе промахнется».

Егоров А.А. Конечно должен, только вряд ли успеет… Двадцать-тридцать кило доспеха мгновенно назад не бросишь. Кто не верит, просто попробуйте: возьмите аналогичную гирю и киньте быстро, сразу, без замаха. Получится?

Я про что говорю, что вот так вот поставить меч на тяжелом оружии, это практически уже подписать себе смертный приговор. Любой удар по клинку унесет его на такое расстояние, я же нанося удар по его клинку, делая батман, уже знаю что следом буду атаковать, и тем же единым движением продолжаю удар. То есть, я одним движением бью по оружию и, продолжая его, поражаю противника. И если на легком оружии, преодолевая инерцию клинка, можно взять защиту, то здесь, если я попал по клинку - это все! Спасение же здесь только одно – тактически не допустить самой возможности возникновения такой ситуации.

Вот я почему и говорю что фехтование на тяжелом средневековом оружии значительно более предсказуемо, оно не прощает ошибок. Поединок можно просчитывать как шахматную партию. Именно поэтому постановка поединков на тяжелом средневековом оружии с одной стороны тяжелее, а с другой - проще. Бой можно прописать как партитуру, абсолютно закономерно.

Например: мы берем какое-либо начальное движение, которое определяется сюжетом. Скажем, противник наносит удар, я беру защиту. Защиту я должен взять правильно, изначально считаем что удар наносится войном профессионалом, то есть с разворотом и смещением корпуса, с вложением в удар массы тела,  с разгоном оружия до высоких скоростей.  Чтобы такой удар принять, я должен или превосходить противника по всем физическим кондициям в несколько раз, но тогда, как говорилось выше, просто нет смысла с ним фехтовать. Если же это не так и противник примерно равен мне, то нет иного пути, как применить технический прием, позволяющий в соответствиями с законами механики, разложить силу удара на несколько разнонаправленных составляющих, каждую из которых я уже смогу скомпенсировать даже весьма скромными усилиями.

В этом случае, дабы скомпенсировать огромную силу, наносимого по мне, удара,  я беру защиту таким образом, чтобы сразу использовать несколько способов компенсации. Первое, как видите, клинки у нас скрещены не под прямым углом, как это часто бывает лезвие в лезвие, а таким образом, чтобы они встретились под острыми углами во всех плоскостях. В этом случае мечи сила раскладывается по трем векторам, мечи скользят друг по другу, взаимно поглащая энергию, и к моим рукам прикладывается приблизительно только треть энергии удара, которую я довольно легко гашу.

Далее, принимая удар противника, я наношу как бы встречный удар по его клинку, посылая свою энергию навстречу. Направляю ее, чтобы скомпенсировать этот мощный удар противника, но одновременно, я предполагаю что всей энергии могу и не скомпенсировать, он может быть тяжелее и сильнее меня намного, может лучше владеть оружием… Поэтому я предусматриваю и вторую возможность компенсации: если его энергия окажется больше, то я еще и компенсирую его удар маневром, уходом с линии атаки. Либо я отвожу его меч, либо, опираясь на его меч увожу себя от его меча. Это логично, просто и понятно.

Но и на этом останавливаться нельзя, потому что оружие инерционное, если я остановлю, задержу свой клинок, то противник продолжит свой удар используя инерцию клинка и слегка изменив траекторию. Значит, клинок противника мало остановить, его надо вынести в место, в котором он станет для вас безопасен хотя бы на некоторое время.

Стоит заметить, что, как я уже сказал, фехтование на тяжелом оружии – действие непрерывное, аналоговое. То есть, все параметры ударов, защит, вообще любых технических действий, в процессе боя непрерывно изменяются.  Грубо говоря ударить мечем можно двумя прямо противоположенными способами.  Можно ударить кончиком клинка, разгоняя его до высокой скорости, например, двойным вращением или смещением оси поворота, по типу удара хлыста… А можно рубануть центром масс, кторый, обычно, где-то на ладонь от рукояти.  По сути такой удар приравнивается к удару топором или булавой. И вот между двумя этими крайними точками, принципиально различными ударами, лежит огромное многообразие ударов мечом. И это только в одном направлении движения. А их то тоже бесчисленное множество… И как всё это классифицировать? «Удар на 50% рубящий, 30% режужий и на 20% колящий»? Конечно, невозможно! С таким подходом – невозможно.

Есть расхожее мнение, что судьи, сами фехтующие на легком оружии, на спортивных рапирах, шпагах и саблях не способны оценить фехтование на тяжелом оружии. Это не верно. Движения принципиально, в основе своей, те же самые. Вот, к примеру, Алик Давыдович показывал: простая атака, атака с повтором…  То же самое в принципе делается и в «тяжелом» фехтовании, только делается иначе. А то как оно делается определяется единственным критерием – максимальной боевой эффективностью при имеющихся параметрах системы «боец-оружие». Меняются парвметры – меняется исполнение, само же дейтсвие остается неизменным.

Когда судьи оценивают поединок, хочется чтобы они оценивали не по критериям какой-то отдельной школы или кем-то установленным канонам,  а именно по критериям максимальной боевой эффективности. А уж эти критерии им, как действующим фехтовальщикам высокого класса, известны хорошо.

Фехтовальщик, равно как любой рукопашник, никогда не спутает реальную атаку с имитацией атаки. Например, выходишь ты новичком на ковер, тебе показывают финт, ты принимаешь его за реальную атаку и попадаешься на прием. Но мастера так не проведешь, для мастера нужно выполнить очень мастерский финт, чтобы он принял его за реальную атаку. Мастер бой видит!

Вот это, пожалуй, самое важное для судейства – чтобы судья видел бой. Когда мастер «легкого» фехтования оценивает бой на «тяжелом» оружии, он должен прежде всего боевую реалистичность, тогда оценка правильности техники сформируется сама собой..

Необходимо также обратить внимание на завершение боя. Вот здесь зачастую приходится видеть  ситуацию: люди показывают номер, выполняют правильные движения, все вроде разложено по тактам, каждая атака находит свою защиту, защита плавно переходит в контратаку, которая тоже находит свою защиту… вроде все нормально. А дальше режиссер решил что одному из персонажей пора умирать. Ну он и говорит давай ты его вот тут уже убьешь. А как убьешь и главное почему, сказать забывает. Результат - один берет и просто ничем не оправданно раскрывается, второй берет и наносит удар, тот, непонятно почему, задерживает защиту, получает удар и картинно умирает… И где правда жизни?  А ведь так заканчивается, наверное, половина номеров в артистическом фехтовании, если не бОльшая половина.

Чтобы один из бойцов одинакового уровня победил другого на тяжелом оружии, обязательно должно что-то произойти. Случайностей здесь не бываеьт – сплошь закономерности. Либо противник превзошел бойца в технике, выполнил прием более высокого уровня. Либо он за счет тактического превосходства отыграл такт и удачно атаковал - не отыграв такт, удачно атаковать в тяжелом фехтовании невозможно. Всему должны быть причины. Все происходящее должно быть обоснованным и логичным.

Если же что-то нелогично, то это необходимо сценарно оправдывать. Ошибка ли человека, усталость ли его, какое то там превосходство противника или тем что противник скажем, вошел в состояние экстаза, и стал берсерком  на какое то время, стал в разы быстрее и сильнее своего противника. Но все это должно быть сценарно оправданно. 

Вот если мы таким образом будем строить поединки в арт-фехтовании на тяжелом оружии, то мы, наверное, будем развиваться в правильном направлении и через какое то время равным в мире нам не будет, поскольку на двух турнирах чемпионате мира и чемпионате германии мы вот такого, правильного что ли,  фехтования увидели очень мало. И даже  тем европейским судейством которое там было, наше фехтование было оценено достаточно высоко.

А.Д. Мовшович: Возможно ли после нападения, когда он отбивает возможен ли дальнейший ответ?

А.А. Егоров: Дело в том, что здесь вступает в действие принцип о котором я уже говорил: ответный удар возможен, только чем это закончится? Если у меня в руке шпага я наношу укол и нарываюсь на ответ, то прекращаю движение, роняю шпагу и красиво падаю на пол. Но если я размахнулся мечем и бью со всего размаха, всем телом, то встречный укол в печень или сердце, конечно меня убивает, но тело-то в доспехе не замрет, меч в полете не остановится и даже мертвый я гарантировано зарубаю противника.  

А.Д.Мовшович: Я имею ввиду другое, вот он отразил, а потом ждет новой атаки.

А.А. Егоров (с улыбкой): это просто потому, что я в это время занят объяснением. Разумеется, упражнение это выполняется непрерывно, без каких-либо задержек и, в этом случае, ему ждать не придется – дай Бог защищаться вовремя. Это простенькое упражнение, то чему мы начинаем учить людей с самого начала. Атака-защита на несколько тактов, потом выигрыш темпа, переход инициативы и так много раз. Отыграть полный такт здесь невозможно, соответственно, никто никого не убивает. «И бились молодци с утра до вечера… иззубрилися мечи булатные, а тем боем они друг-дружку не ранили…»

Здесь хочется еще немножко сказать об ответственности в постановке поединков на тяжелом оружии. Некоторые говорят, что вот мы ж бьёмся на турнирах в реальных поединках, все живы, так давайте возьмем и введем импровизацию на турнире по артистическому фехтованию. Порубимся этак секунд 10-15 потом что-то постановочное отыграем, потом еще порубимся. Господа, если работать действительно реально, в полную силу,  полновесным оружием, то одно-единственное попадание в человека может быть фатальным. Здесь же нет даже той защиты, что используется в ист-фехе. А удары не слабее, а часто гораздо сильнее. По крайней мере, так должно быть.

На детских соревнованиях наши 14 летнему мальчишки, пластиковым мечом на кигтесте выбивают за 100 кг. Стальным кованым мечом, в руках профессионала – вдвое-трое больше. Для человеческого организма это запредельные величины. Никакая кольчуга не спасет. Не случайно в правилах всего мира заложен пункт о том, что любые импровизации категорически запрещены.

Вопрос: Взаимосвязь работы рук и работы ног в базовой технике.

Ответ: Говорить о какой-то конкретной взаимосвязи нельзя. Эффективность движения может достигаться многими способами, соответственно и взаимосвязи могут быть различными. Это вопрос конкретной системы, конкретной школы. Главное чтобы эта школа, эта системность имела место. Школ фехтования может быть бесчисленное множество, а принципы фехтования одни и они непоколебимы.

В рамках нашей школы мы придерживаемся принципа общего гармоничного движения, то есть все тело движется все время по гармоничным траекториям, движение осуществляется центром жизненных сил - солнечным сплетением, и уже от него происходит все остальное движение, которое вкладывается то в тактический маневр, то в атаку, то в защиту, то распределяется между всеми этими действиями. Соответственно, движение всех частей тела само собой гармонично сливается в единое целое. В других школах это может быть совершенно по-другому. И сказать что какая-о школа единственно верная и правильная нельзя…. 


Фото Видео Библиотека Гостевая книга