Все новости

Доклад А.П. Черябкин




А.П. Черябкин

Чемпион Мира по артистическому фехтованию, трехкратный чемпион России,

кандидат в мастера спорта,

Центр «Святогор», г.Коломна.

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ТЕМ И СЮЖЕТОВ ПРИ ПОСТАНОВКЕ НОМЕРОВ АРТИСТИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ

Начнем с того, что человек делает что-либо по двум причинам: либо его к этому побуждают и заставляют какие-то внешние обстоятельства, либо потому, что ему это интересно. Я думаю, никого из здесь собравшихся, насильно не гнали, не заставляли заниматься именно артистическим фехтованием. Соответственно, многим интересно то, чем мы занимаемся, можно сказать - чем мы живем. Естественно, это вызывает определенные эмоции. Именно эмоции двигают человечеством с того самого момента, как они пришли на смену инстинктам. Разные чувства побуждают человека к действию: от любви до ненависти, от чувства долга до желания наживы, от слепого восхищения до презрения. Поступки в свою очередь так же вызывают какие-то отклики в сердцах людей.

Любой спорт, это - накал страстей, это - буря эмоций.  Артистическое фехтование в этом – не исключение. Скорее даже наоборот: гораздо шире гамма эмоций. Шире тот аспект, куда можно это приложить. От банального – «болеем за наших» или комментирования техники того или иного исполнения, до тех чувств, которые вызывают сюжетные составляющие номеров.

Про это, наверное, следует заметить особо.

Во-первых, сюжетную линию необходимо донести. Донести до зрителя, до судейства. К счастью, прошли те времена, когда артистическое фехтование, многими воспринималось лишь как показательная демонстрация фехтовальной техники. И сейчас все чаще и чаще это действительно мини-спектакль, где человек живет - живет жизнью своего героя, проживает те эмоции, ту жизнь, которые вот он выбрал. И тогда клинок действительно буквально летает в руках  пока спортсмен на сцене. Это реальный бой, реальная схватка, реальная жизнь. Но это будет сложно сделать, если человек не будет верить в то, что он показывает. Если все происходящее будет ему далеко и чуждо. И задача спортсмена – действительно не просто донести свое восприятие, а показать его наиболее качественно, наиболее грамотно. Чтобы жизнь его героя можно было увидеть так же, как можно разглядеть чувства и мысли великих художников и писателей в их творениях.

Но мало просто таланта мастера, который исполнит задуманное. Нужно еще и само произведение, через которое этот талант будет донесен. И вот это - задача режиссера-постановщика. Найти тот сюжет, который не оставит равнодушным, не позволит пройти мимо. Возможно, реакция будет различной: у кого-то вызовет восторг, у кого-то негодование. Что ж, это разные точки зрения. Главное, чтобы не было безразличия и серости.

На заре развития артистического фехтования большинство номеров, если посмотреть по старым записям, в общем-то не блистали разнообразием. Если это античность, то, как правило, рыцарский турнир, разбой или судный бой. Если это уже эпоха ренессанса, то, как правило, дуэль. Опять же из-за кошелька или чести прекрасных дам, лишь с небольшими вариациями исполнения. Сейчас номера все чаще и чаще имеют свои особенности. Находятся новые темы, новые сюжеты. У каждого свое - у кого-то драма, трагедия, у кого-то, может быть, наоборот, несколько веселый, комедийный взгляд на вещи. И, в общем-то, это хорошо.

Важно, наверно, еще и то, какой смысл вкладывается в выступление. Для чего все это делается. К сожалению, после некоторых чемпионатов вспоминается старый советский фильм «Человек с бульвара капуцинов». Наверняка многие смотрели. В общем-то, центральная мысль одна – что должен нести синематограф людям: что-то светлое и большое, чего хочется душе или же то, что будет обращено потом в звонкую монету?

И вот появляются номера, где, в общем-то, как в низкосортном кино, ставка делается на самые низменные человеческие инстинкты, самые низменные потребности, где смакуется подлость, предательство, зачастую даже пошлость… с юмором ниже пояса. Часто этим грешат наши зарубежные коллеги.

Сомнительная, очень сомнительная позиция. Да, возможно, это вызовет какой-то всплеск эмоций, некоторую реакцию на номер. Возможно, это поможет занять какое-то место в турнирной таблице, при условии, что именно места на пьедестале ставятся единственной целью. Но мы, к примеру, считаем такой подход не приемлемым.

Основным направлением деятельности Центра «Святогор» и Военно-Исторического комплекса «Коломенский Кремль» является работа с детьми. В том числе и при посредстве артистического фехтования. Мы пытаемся привить им такие понятия как доблесть, честь, подвиг, рыцарство. Я считаю, что в людях стоит пробуждать именно такие чувства.

Если после чемпионата (кстати, на примере чемпионата России было наглядно видно, что зал был практически полон – много детей, много подрастающего поколения), ребенок, придя домой, возьмет учебник истории или забытый томик Дюма, стряхнув с него быть может уже многолетнюю пыль, посмотрит старый фильм или же посредством современных технологий зайдет в какой-то виртуальный мир, и поймет, что взять в руки оружие можно не только для того, что бы как-то озадачить своего ближнего, но и с этим оружием в руках защитить какие-то свои высокие идеалы, то, возможно, именно это станет нашей общей победой.

Помимо этого, со сцены мы пытаемся рассказать о наиболее значимых вехах в истории. Вспомнить ее забытые, почти легендарные страницы, вспомнить тех, кто творил эту историю. Ну, иногда, может быть, немного пошутить сквозь призму фехтования. Конечно, сюжеты могут и должны быть различные, равно как и их воплощение. Все это имеет право на существование, равно как и само оружие. Ведь оно само по себе не хорошее и не плохое. Все дело в том, кто и для чего его использует. Так же и в арт-фехтовании.

После последнего чемпионата пришлось, скажем так, выслушать некоторые упреки в наш адрес. В отношении того, к примеру, что мы спекулируем на теме патриотизма, на  высоких чувствах. А мы не спекулируем – мы так живем! Я утверждал, утверждаю, и буду утверждать в дальнейшем, что мы будем продвигать именно вот эти высокие идеалы, а не то, что, как я уже сказал, зачастую имеет место быть и даже получило уже своё наименование - «эротическое фехтование». Но, я думаю, этому место немножечко в другое время и в другом месте…

Как я уже сказал, спортсмены, выходя на сцену, испытывают различные эмоции. И должны испытывать, если пытаются донести их до зрителя. Я думаю, первостепенное значение имеют именно цель и мотивация того, для чего мы все это делаем, в противном случае, это рискует превратиться в фарс.

На этом у меня все. Если есть какие-то вопросы, пожалуйста.

  


Фото Видео Библиотека Гостевая книга